Календарь
05.03.2011

 

Дорогая Лидия Николаевна,

братия сопастыри,

дорогой Александр Петрович,

уважаемые участники нашей встречи!

Для меня большая честь встретиться с вами, и я хочу выразить радость по поводу того, что в последнее время стали регулярными мои собеседования с представителями педагогической общественности Подмосковья. Они проводятся по инициативе нашего дорогого министра Лидии Николаевны, и я ее сердечно благодарю за такую возможность.

За без малого десять лет, минувших с момента подписания договора о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области, наше взаимодействие сложилось в целую систему соработничества, имеющую достаточно сложную и эффективно функционирующую структуру. Однако наши успехи побуждают нас искать пути дальнейшего совершенствования уже достигнутого, и здесь, как мне думается, особенное значение имеет наш с вами контакт, что называется, от сердца к сердцу. Ведь если говорить кратко, цель церковно-школьного взаимодействия в приобщении подрастающего поколения к духовному и культурному достоянию православия, а также нравственное воспитание личности учащихся. На этот пути возникает множество вопросов: как и что делать, почему так, а не иначе и так далее. Поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться на смысле и задачах нашего общего дела.

Сегодня можно часто слышать сетования по поводу огорчительного состояния общественной нравственности, упадке культуры, деградации языка и тому подобного. Наверное, не имеет смысла искать здесь правых и виноватых, весь народ в ответственности за случившееся. Задача состоит в том, чтобы с мыслью о будущем, искать пути изменения ситуации к лучшему.

И тут взоры всех с надеждой обращаются к учителям и священносоужителям, поскольку именно они имеют постоянный контакт с подрастающим поколением, а ведь именно с детства закладываются в сердце человека те духовные и нравственные основания, которые определяют весь последующий жизненный путь человека.

Мы с вами встречаемся в период церковного года, который называется масленицей или Седмицей мясопустной. Это время подготовки к вступлению в период Великого поста (мясо уже не едят), когда надлежит совершать покаяние и исправлять свою жизнь. Это как раз подходящий повод, чтобы обсудить некоторые сущностные аспекты преподавания знаний о православии в школе. Подчас, читая сообщения о том, что происходит в эти дни в рамках внеклассной работы в образовательных учреждениях, можно узнать, что масленица значительной частью людей, не без активного участия средств массовой информации, воспринимается как этнографическое празднество карнавального типа. Безудержное веселье в исполнении многих взрослых принимает характер смутительный и даже безнравственный. Многие элементы масленичных торжеств, вроде сожжения соломенных чучел, давно перестали быть частью народной жизни и извлечены на свет из научной литературы, получив вторую жизнь благодаря усердию энтузиастов неоязычества. И при этом вы ни слова нигде не услышите о том, что в середине масленицы уже начинается чтение покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина.

Я считаю ее краткой энциклопедией духовной жизни. О чем там говорится: не тратить время попусту, не своевольничать, не увлекаться праздными разговорами, но быть целомудренными, смиренными и исполненными любви, а главное — четко различать свои собственные недостатки и никого не осуждать.

У замечательного русского писателя Ивана Шмелева в книге «Лето Господне» трогательно описано влияние великопостных богослужений и молитвословий на детскую душу: «Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, — Святое Воскресение». А что увидит наш первоклассник за прыжками у костра в вывернутом тулупе? В данном случае мы оказываемся перед лицом информационного противостояния православных ценностей и попыток привнести в жизнь общества так сказать развлекательные элементы языческого культа. Например, одна популярная радиостанция ежедневно дает искаженную информацию о православных святцах, ни слова не говоря о подвиге святых, память которых отмечается, но подробно сообщая о крестьянских земледельческих поверьях, связанных с тем или иным из них. В основе очевидное намерение выставить религию как устаревший абсурдный курьез, повод для улыбки и не более того. Так и с масленицей получается: остаются у людей в памяти блины да пляски и не более того. А впереди Великий пост и за ним Воскресение Христово. Вспомните прекрасные стихи из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», рассказывающие о евангельских событиях в Гефсиманском саду:

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

О чем же поэт говорит с таким уважением, столь серьезно и возвышенно? А вот о чем:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

Да, Воскресение Христово — это поворотный момент в истории всего человечества. И наше столетие, только что начавшееся и, к сожалению, забывающее о Боге, не избегнет справедливой оценки своих дел, тоже поплывет на суд.

Думаю, что наша с вами задача: рассказать о православии и его влиянии на духовную и культурную жизнь России на протяжении десяти веков. Ведь если обратиться к нашему наследию, то можно убедиться, что практически нет ни одного крупного автора в русской литературе, в особенности поэзии, который не обращался бы в своем творчестве к теме Божественного и к духовным поискам человека. В минувшем году наши Рождественские чтения имели девизом слова Николая Алексеевича Некрасова, а вот его стихи о молитве:

Когда звонят, к молитве созывая,
И в храм идут,
И в нем стоят, моленье совершая,
И гимн поют, —
Тогда и я, с душою умиленной,
Меж всех стою
И Богу гимн, коленопреклоненный,
Тогда пою…

Далее поэт говорит о том, что в минуту молитвы спокоен душой, не боится угроз судьбы, услаждается беседой с Богом, внемлющим ему и усмиряющим его страсти. Так на примере Некрасова можно увидеть односторонность имевшего длительное время подхода к литературному творчеству многих авторов, у которых старательно выискивали революционность и игнорировали их религиозность, нравственность, укорененную в православии.

Хотелось бы, чтобы восторжествовал более сбалансированный и правдивый подход к нашей культуре и ее истории. И очень многое зависит здесь от учителя. Мне неоднократно доводилось говорить о том, что личная заинтересованность педагога в преподаваемом предмете является залогом успеха в усвоении знаний учащимися. В идеале речь идет, конечно, о верующем человеке, а если говорить о минимуме, то в равной степени необходимы и адекватная квалификация, и уважительное отношение к содержанию урока.

Слово имеет огромную убеждающую силу, и мы из истории хорошо знаем, как злоупотребления словом приводили к бедственным социальным явлениям и кровопролитным войнам. У нас же есть возможность вкладывать в детские сердца слова веры, добра и любви. Это огромная ответственность, уклонение от которой недопустимо. У замечательной русской поэтессы Марии Петровых есть стихотворение, в котором Господь упрекает человека за уклонение от исполнения миссии слова:

Ты говоришь: «Я не творила зла…»
Но разве ты кого-нибудь спасла?
А ведь кого-то за руку схватив,
Могла бы удержать, он был бы жив.

Но даже тот неискупленный грех,
И он не самый тяжкий изо всех,
Ты за него страдаешь столько лет…
Есть грех другой, ему прощенья нет, —

Ты спряталась в глухую скорлупу,
Ты замешалась в зыбкую толпу,
Вошла в нее не как рассветный луч —
Ты стала тучей в веренице туч.

Где слово, что тебе я в руки дал,
Чтоб добрый ликовал, а злой страдал?
Скажи мне — как распорядилась им,
Бесценным достоянием моим?
Не прозвучала на земле оно,
Не сказано, не произнесено.

Пусть же в наших подмосковных школах звучит слово о святом православии, о том, как на протяжении веков русские люди укреплялись верой и в своей личной, семейной жизни, и в созидании общества и государства. Здесь мы можем увидеть помимо духовно-нравственной грани преподавания знаний о православии еще и патриотический аспект. Совершенно очевидно, что православная культура является достоянием не только прошлого, но и настоящего нашего народа, важнейшей основой его идентичности. В течение столетий множество народов России также восприняли это религиозно-культурное влияние, сохранив при этом свою исключительную самобытность. Вглядываясь в будущее, мы, с одной стороны, понимаем, что, по слову Федора Ивановича Тютчева, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», но, с другой стороны, призваны делать все от нас зависящее для воспитания достойных граждан нашего Отечества. Как сказано в Священном Писании, «от плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч. 12:14).

В заключение, хочу поблагодарить вас за участие в сегодняшней встрече и выразить надежду, что наше сотрудничество ради блага подрастающего поколения будет развиваться и впредь. А о нашей общей цели можно сказать словами Анны Ахматовой:

Так молюсь за Твоей Литургией
После стольких томительный дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Спасибо за внимание.