Календарь
28.04.2011


Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Александр Георгиевич!
Уважаемые участники
традиционной пасхальной встречи!

Сегодня замечательный день — среда Светлой Седмицы. Традиционно в пасхальную неделю Вы, глубокоуважаемый Владыка, приглашаете нас, руководителей системы образования Московской области, на пасхальную встречу, которая ежегодно становится одним из ярких моментов нашего сотрудничества. Все наши встречи с Вами имеют в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека. И в пасхальную неделю она приобретает особый смысл. Пасхальные торжества занимают особое место в духовной жизни каждого, несут с собой нравственное обновление, наполняют сердца людей теплом и светом, укрепляют веру в добро и справедливость.

Второе десятилетие III тысячелетия в истории России можно назвать новой эпохой — эпохой формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением подрастающего поколения, формированием у него духовно-нравственных качеств.

 

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является одной из важнейших стратегических задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед системой образования.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определил, что «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

В течение ряда лет в нашем регионе ведется планомерная работа по формированию системы нравственного воспитания. Сотрудничество с Московской епархией Русской Православной Церкви при постоянной поддержке губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова позволило добиться значительных результатов в этом направлении деятельности системы образования Московской области.

В этом году в нашу работу добавлены новее направления.

Это, во-первых, выпуск дополнительного тиража учебного пособия Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» в бумажном и электронном вариантах.

К 2010–2011 учебному году издан и направлен в образовательные учреждения дополнительный тираж 40 тыс.экз. учебников «Духовное краеведение Подмосковья» и 3 тыс. методических пособий. Также выпущена и направлена в образовательные учреждения электронная версия учебника — 1000 экземпляров.

К новому учебному году планируется выпуск ещё одного тиража учебной литературы.

Во-вторых, расширение преподавания предметов духовно-нравственной культуры в учреждениях СПО и НПО.

Преподавание в данных учреждениях организовано, ведется в форме факультативных занятий. Также в ноябре 2010 года обучены 29 педагогов на курсах повышения квалификации по преподаванию предмета регионального компонента «Духовное краеведение Подмосковья» в духовно-просветительском центре им. просветителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета.

Задача 2011–2012 учебного года — продолжение организации обучения преподавателей учреждений НПО на курсах повышения квалификации духовно-нравственному воспитанию и обучению детей в два этапа в ноябре — декабре 2011 года и весна 2012 года.

10 февраля 2011 года состоялось очередное заседание Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви. На заседании были определены задачи на 2011–2012 учебный год по направлению деятельности в вопросах совершенствования системы духовно-нравственного воспитания в Московской области.

С полными материалами заседания Координационного совета каждый присутствующий может ознакомиться на сайте Министерства образования Московской области.

Остановлюсь на основных вопросах, которые обсуждались в ходе заседания Совета.

1. Мониторинг и анализ организации изучения предметов «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях Московской области показал, что в 2010–2011 году изменилось соотношение форм преподавания предметов духовно-нравственной культуры по сравнению с предыдущим учебным годом: на 10% увеличилось преподавание предметов в форме урока (2009–2010 — 38%, 2010–2011 — 48%), на 17% возросло количество кружков по духовно-нравственной культуре (2009–2010 — 10%, 2010–2011 — 27%).

Формы преподавания предметов духовно-нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях в 2010–2011 году:
Основной предмет — 48%
Факультатив — 25%
Кружок -27%

Также произошло изменение и в предметах, преподаваемых в школе в рамках духовно-нравственной культуры:
«Духовное краеведение Подмосковья» — 65% общеобразовательных учреждений реализуют эту программу (увеличение преподавания предмета на 10% по сравнению с 2009–2010 учебным годом);
«Основы Православной культуры» — 20% общеобразовательных учреждений;
Авторские программы — 5%;
Другие программы — 22%

К другим программам в рамках духовно-нравственной культуры в начальной школе относятся: «Истоки», «Народная культура», «Православная культура», «Основы русской духовной культуры», «В мире добрых слов», «Семья в календаре православных праздников» и др.; в средней школе: «Основы русской духовной культуры», «Родное Подмосковье», «Духовное наследие», «История Московской области», «Народная культура», «История религий», «Мировые религии» и др.; в старшей школе: «Основы русской духовной культуры», «Народная культура», «История религий», «Мировые религии», «История мировых религий» и др.

В 2009–2010 году другие программы использовались только в 15% классов.

Считаю, что руководителям образовательных учреждений необходимо пересмотреть программы, по которым ведется преподавание в рамках духовно-нравственной культуры.

В начальной школе наиболее активно преподается программа «Основы православной культуры», в среднем звене — «Духовное краеведение Подмосковья», в старшем звене — другие программы этой направленности.

Наиболее охвачены преподаванием предметами духовно-нравственной культуры учащиеся среднего звена. Предметы преподаются в 68% классов от общего количества классов среднего звена, что составляет 2236 классов.

В начальной школе предметы преподаются в 27% классов, что составляет 879 классов.

Предлагаю в связи с введением ФГОС в начальной школе с 1 сентября 2011 года, Вам, уважаемые руководители, рассмотреть возможность преподавания предметов культурологического цикла в начальной школе в рамках 10 часов внеурочной деятельности и привлекать для этого преподавателей не только начальной школы, но и среднего и старшего звена, прошедших соответствующую курсовую подготовку.

Также прошу Вас обратить внимание на преподавание данных предметов в старшем звене. Предметы уже в течение нескольких лет преподаются всего лишь в 5% классов, что составляет в этом учебном году 161 класс.

2. Мониторинг и анализ преподавания предметов духовно-нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях Московской области.

По результатам мониторинга, проведенного в октябре 2010 года в 73 муниципальных образованиях Московской области изучаются программы по духовно-нравственному воспитанию.

В этом году не ведется преподавание предметов в данной направленности в общеобразовательных учреждениях города Краснознаменска, в 2009–2010 году преподавание велось в одном общеобразовательном учреждении.

В 2010–2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Московской области программы по духовно-нравственному воспитанию изучают около 79 тысяч обучающихся с 1 по 11 классы (что составляет 13% от общего числа обучающихся) в 1006 школах Московской области (что составляет 69% от общего количества общеобразовательных учреждений). (Для сравнения в 2009–2010 учебном году в 63% (919 школах).

В 23 муниципальных образованиях 100% общеобразовательных учреждений охвачены преподаванием предметами ДНК: г.о. Бронницы, Восход, Власиха, Дубна, Жуковский, Звенигород, Звездный городок, Коломна, Королев, Лыткарино, Орехово-Зуево, Пущино, Рошаль, Фрязино, Черноголовка, Щербинка, Электросталь; м.р. Зарайский, Коломенский, Красногорский, Озерский, Орехово-Зуевский, Рузский.

В 2009–2010 учебном году таких муниципальных образований было всего 9.

В 3 муниципальных образованиях преподаванием предметами ДНК охвачены менее 20% общеобразовательных учреждений: г.о. Лобня, м.р. Люберецкий, Раменский.

Сравнительный анализ количества школ, в которых преподаются предметы духовно-нравственной культуры в 2009–2010 и 2010–2011 учебных годах, выявил следующее:

на прежнем уровне сохранилось преподавание духовно-нравственной культуры общеобразовательных учреждениях в 37 территориях:
г.о. Балашиха, Бронницы, Восход, Власиха, Долгопрудный, Дубна, Жуковский, Звездный городок, Ивантеевка, Климовск, Коломна, Королев, Котельники, Лосино-Петровский, Лыткарино, Протвино, Пущино, Реутов, Рошаль, Троицк, Фрязино, Черноголовка, Щербинка, Электрогорск, Электросталь, Юбилейный, м.р. Егорьевский, Каширский, Коломенский, Ленинский, Можайский, Ногинский, Озерский, Орехово-Зуевский, Подольский, Раменский, Рузский,

увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием духовно-нравственной культуры в 29 территориях:
г.о. Дзержинский, Домодедово, Железнодорожный, Звенигород, Орехово-Зуево, Подольск, Химки, м.р. Волоколамский, Воскресенский, Дмитровский, Зарайский, Истринский, Красногорский, Лотошинский, Луховицкий, Мытищинский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Павлово-Посадский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Солнечногорский, Ступинский, Чеховский, Шатурский, Шаховской, Щелковский.

уменьшилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием духовно-нравственной культуры в 6 территориях:
г.о. Красноармейск, Лобня, Серпухов, м.р. Клинский, Люберецкий, Талдомский.

Проведен анализ причин снижения количества образовательных учреждений в территориях. Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что причины снижения носят субъективный характер, а соответственно, могут быть устранены. В связи с этим Министерством образования Московской области было проведено собеседование с руководителями данных территорий. Рекомендовано: муниципальным органам управления образованием разработать план работы по изменению ситуации и увеличению охвата обучающихся предметами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях и реализовать их в срок до 21 апреля 2011 года. Планы в Министерство образования представлены. Работа в муниципалитетах организована.

Рекомендуем всем муниципальным органам управления образованием для увеличения популяризации духовно-нравственной культуры продолжить введение в практику работы по духовно-нравственному воспитанию проведения Дней славянской письменности, Дней православной молодежи, Дней православной книги, организацию и проведение педагогических чтений по тематике духовно-нравственного воспитания.

Также рекомендуем муниципальным органам управления образования наиболее активно использовать в работе обмен опытом между муниципальными образованиями по данному направлению работы. Такая работа успешно реализуется в Ленинском и Красногорском муниципальных районах и городском округе Коломна.

3. Оказание организационно-методической помощи.

Ежегодно в начале учебного года Министерство образования Московской области направляет в муниципальные органы управления образованием методические письма, где даются рекомендации:
об использовании программ духовно-нравственной культуры,
о формах преподавания предметов,
о курсах повышения квалификации.

Напоминаю, что муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями необходимо предоставлять свободу выбора изучения предмета семье учащегося: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможности изучения предмета.

Такая форма работы зарекомендовала себя, как наиболее удачная при введении предметов по истории религиозной культуры, в этом году в Министерство образования Московской области жалоб от родителей и общественности на изучение предмета в общеобразовательных учреждениях не поступало.

Сегодня стало нормой, что родители, принадлежащие к другой конфессии, разрешают своим детям посещать уроки «Духовного краеведения Подмосковья».

Не только в общеобразовательных учреждениях осуществляются программы по духовно-нравственному воспитанию. Количество дошкольных образовательных учреждений, реализующих в своей работе духовно-нравственное направление — в 2010 — 2011 учебном году — 610, что составляет 34,3% от общего количества дошкольных образовательных учреждений. (Для сравнения в 2009–2010 учебном году — 530). Охват воспитанников составляет около 49 тысяч воспитанников (это 20,1% от общего количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений).

Формы преподавания предметов духовно-нравственной культуры в дошкольных образовательных учреждениях:
Занятие — 57,9%
Факультатив — 1,5%
Кружок -40,6%

Мы рекомендуем организовать данную работу во всех муниципальных образованиях.

В Московской области разрабатываются пособия для преподавания культурологических программ в дошкольных образовательных учреждениях, организовывается программа для подготовки воспитателей к преподаванию предметов духовно-нравственной культуры. Сегодня в своем выступлении Людмила Леонидовна Шевченко более подробно расскажет о данном направлении деятельности.

Важным моментом в преподавании духовно-нравственной культуры является подготовка педагогов.

В настоящее время продолжают реализовываться программы курсов повышения квалификации для подготовки учителей:
«Духовно-нравственная культура» (История и культура религий. Православие);
«Духовные основы русской культуры»;
«Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект»;
«Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины»;
«Основы православной культуры».

Все программы курсовой подготовки учителей, изучения предметов культурологического цикла в школе, учебные пособия, муниципальные программы рассмотрены на заседании экспертной группы с целью рецензирования новых образовательных программ и учебных пособий по духовно-нравственной культуре.

Также в феврале 2011 года на заседании Координационного совета проведена экспертиза программ, которые в скором времени после выполнения рекомендаций Координационного совета и незначительной корректировки дополнят предлагаемый перечень.

Учебные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации, следующие:
Московский государственный областной университет,
Педагогическая академия последипломного образования,
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна).

В настоящее время отмечается рост числа педагогов духовно-нравственной культуры, вызванный возрастанием социального запроса на преподавание программ по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения Московской области.

Всего за последние пять лет 1950 педагогов прошли соответствующую курсовую подготовку и преподают духовно-нравственную культуру в образовательных учреждениях Московской области.

За последние три года возросло количество педагогов, преподающих предметы духовно-нравственной культуры: в 2008–09 уч.году количество педагогов составило 954 человека, в 2009–10 уч.году — 1060 человек, в 2010–11 уч.году — 1324 человека.

К сожалению, по-прежнему при анализе базы данных выявлены следующие проблемы: количество учителей, после курсовой подготовки преподающих предметы, направленные на духовно-нравственное развитие детей, меньше, чем количество педагогов, прошедших обучение на соответствующих курсах. Многие учителя идут на такие курсы, удовлетворяя свой личный, а не профессиональный интерес.

Подчеркиваю, что повышение квалификации учителя — это не только курсовая подготовка, но и постоянное серьезное методическое сопровождение его деятельности.

В решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по духовно-нравственному воспитанию. На базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета разработан и действует Методический кабинет «В помощь учителю духовной культуры», в котором представлен Банк педагогического опыта «Духовная культура».

Материалы размещены на сайте ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» www.mgou.ru (раздел «Наш университет», подразделы: «Культура и спорт», «Духовная жизнь», «Духовно-просветительский центр», «Методический кабинет».

Методический кабинет включает в себя педагогический опыт, экспертизу, содержание и технологии духовно-нравственного образования (учебные пособия, программы, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий и т. п.), диагностические материалы нравственной культуры и подготовки учителя.

Министерство образования Московской области рекомендует учителям образовательных учреждений Московской области использовать разработки в преподавании дисциплин духовно-нравственной направленности.

Говоря о проделанной работе, нельзя не затронуть проблему личности учителя, работающего в сфере духовно-нравственного воспитания. Муниципальным образованиям необходимо тщательно подходить к определению кандидатур для преподавания предметов этого цикла, проводить совместно с благочинием собеседования с педагогами.

Московская область уже не первый год успешно участвует во всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Цели Конкурса: стимулирование творчества педагогов и воспитателей, работающих с детьми и молодёжью, расширение охвата детей и молодёжи духовно-просветительской и гражданско-патриотической работой.

Сейчас в Московской области проводится региональный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя — 2011». Прием работ будет осуществляться в соответствующем отделе Министерства образования с 13 по 18 мая.

Муниципальным органам управления образованием рекомендовано в этом году провести муниципальный этап конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Министерство образования Московской области рекомендует конкурсантам обращаться для получения консультаций к местным благочинным, на заявках для участия в региональном этапе Конкурса обязательно должно присутствовать согласование местного благочинного.

И, конечно, в течение года наша работа будет направлена на подготовку к Девятым Московским областным Рождественским образовательным чтениям, которые, по Вашей инициативе, дорогой Владыка, пройдут под общей темой «Через просвещение к нравственности».

В ноябре 2011 года мы будем отмечать десятилетний юбилей сотрудничества Министерства образования Московской области и Московской епархии Русской православной Церкви и Вы, Многоуважаемый Владыка, совершенно справедливо отметили, выступая на встрече с педагогами в декабре 2010 года в городе Троицке, что «мы верим, что находимся лишь в начале большого, интересного и плодотворного пути, ведущего к духовному возрождению России. Мы закладываем основы для будущего. Плоды современной просветительской деятельности дадут о себе знать через годы, когда нынешние школьники, не отторгнутые от наследия православия как их родители, но наоборот усвоившие его, вступят в самостоятельную жизнь и будут строить ее на основах веры и благочестия».

Я сердечно благодарю Вас, дорогой Владыка, ваших сподвижников — иерархов Московской епархии, благочинных, всех священнослужителей за Ваши мудрые наставления, которые ведут нас по жизни, за вашу деятельную помощь. Спасибо вам.