Календарь
04.12.2016

Открытие XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений

28 ноября в доме культуры «Вперед» г. Долгопрудного состоялось открытие XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «1917–2017: уроки столетия».

В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Ювеналий, министр образования Московской областиМ. Б. Захарова, епископ Илиан (Востряков), епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Балашихинский Николай, Зарайский Константин и Луховицкий Петр, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

Участников собрания приветствовал глава городского округа Долгопрудный О. И. Троицкий.

Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий: «Дорогая Марина Борисовна! Наш уважаемый гостеприимный хозяин Олег Иванович, возлюбленные братья-архипастыри и пастыри, дорогие участники чтений!

С сегодняшнего дня начинается Рождественский пост. И это благословенное время мы избрали для нашей встречи.

В будущем году исполняется сто лет с того времени, как произошли события, кардинальным образом повлиявшие на ход истории не только нашего Отечества, но и всего мира. И мы сегодня открываем XIV Московские областные Рождественские образовательные чтения, которые будут посвящены изучению уроков минувшего, в том числе и с точки зрения того, как нам строить будущее.

Время быстротечно, оно мгновенно становится прошлым. А будущее еще не наступило. И реально для каждого из нас существует только настоящее, в котором мы живем, мысленно обращаясь к нашим знаниям о прошлом и молитвенно уповая на благоприятное грядущее. Мудро писал блаженный Августин: „В тебе, душа моя, измеряю я время“. Иными словами, события истории живут в нашем сознании, и задача состоит в том, чтобы их осмыслить, научиться подражать доброму и не повторять ошибки предшествующих поколений.

Мы живем в счастливую эпоху, когда Церковь свободна в проповеди Слова Божия и имеет возможность сотрудничать со школой в духовно-нравственном просвещении и воспитании подрастающего поколения. И никто не ограничивает нас сегодня в обсуждении той темы Рождественских чтений, которая нам предложена.

Почти на всем протяжении минувшего столетия в нашем Отечестве господствовала атеистическая идеология. Подавляющее большинство храмов и монастырей были осквернены и разрушены, духовенство, монашествующие и миряне во множестве подвергнуты преследованиям и приняли мученическую кончину. При этом мы находим в Священном Писании такие слова: „Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих“ (Пс. 33:2). Многие спросят: за что же можно было хвалить Бога в те времена испытаний? Ответ на это дает подвиг несчетного сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века, которые остались верными Христу даже до смерти и при этом совершали свой жизненный путь в незлобии, благочестии и исполнении заповеди о любви ко всем людям.

Мученица Татиана Гримблит, простая медсестра, посвятившая свою жизнь помощи верующим, заключенным в тюрьмах и лагерях, казненная в 1937 году, в своих стихах, написанных в заключении, отразила переживания православных людей, в тяжелейших условиях не терявших мужества и веры в Бога:

„На ниве тюремной тринадцатый год
Тебе добровольно служу;
Как юность, и молодость пусть протечет —
К ногам Твоим их положу.

Прими меня, Боже, на этом пути,
Последний этап предо мной:
Иду, мой Спаситель, помилуй, прости,
Мне в спутники Образ дай Твой“.

Опыт наших подвижников очень важен. Он показывает, что вовсе не материальное благополучие определяет внутреннее настроение человека. Главное — это упование на Бога и мужественное следование за Ним. Тогда никакие испытания не страшны. Именно это имел в виду Псалмопевец: „В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище“ (Пс. 61:8–9). Спасительна вера, дающая человеку опору в самых сложных жизненных ситуациях и приближающая его к Богу — это первый урок минувшего столетия.

Прошедший век был периодом и великих свершений, и глубочайших трагедий в истории нашего народа. Учеными достаточно подробно исследованы события прошлого, об этом написаны тысячи книг. Обычно преувеличенное внимание при этом уделяется тем личностям, которые рассматриваются как воплощения зла. Меж тем, мне представляется важным обратить мысленный взор к миллионам наших рядовых соотечественников. В условиях, которые подчас казались невыносимыми, они строили страну, растили детей, верили в правду и справедливость. Многие достижения отечественной науки и техники, литературы и искусства в ХХ веке рассматриваются как выдающиеся достижения человечества.

Не обладая ни властью, ни влиянием, простые люди старались трудиться самоотверженно и на пределе своих сил и передали нам современную Россию со всеми ее достижениями и недостатками. Их пример достоин уважения и подражания. Отсюда урок второй, его можно выразить словами апостола Павла: „Доколе есть время, будем делать добро всем“ (Гал.6:10).

1917 год — это время слома государственных устоев и правопорядка, когда началась кровопролитная междоусобица. Нравственные устои были попраны, человеческая жизнь — поставлена ни во что. Под предлогом борьбы за равенство и ради построения „рая на земле“ миллионы людей были подвергнуты насилию и тягчайшим испытаниям. Когда же власть, установленная после революции, по прошествии десятилетий рухнула, общество оказалось перед лицом глубокого этического, политического и социально-экономического кризиса. Из этого можно извлечь еще один урок — уважение к закону и личности является основой здорового развития общества в соответствии с идеалами справедливости, доступной в условиях человеческого несовершенства.

Минувший век отчетливо показал, что отношения между людьми не должны определяться ни классовыми, ни имущественными, ни идеологическими критериями, но базироваться исключительно на Божественной заповеди: „как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними“ (Лк. 6:31).

За сто лет наше общество приобрело опыт жизни в разных условиях: это были и террор, и войны, и тоталитаризм, и граничивший со вседозволенностью либерализм. А в современной России мы пользуемся свободой как величайшим достоянием, но важно при этом отдавать себе отчет в том, что она возлагает на человека огромную ответственность за себя, за ближних, за весь мир. Хочу напомнить, что апостол Петр призывал не употреблять свободу для прикрытия злак, но быть рабами Божиими (см.: 1Пет.2:16).

То смятение, которым было охвачено общество на протяжении минувшего столетия, имело следствием размывание моральных устоев, ранее казавшихся неколебимыми. Целомудрие и чистота, чадородие и семейственность, правдивость и нестяжание стали многими рассматриваться как неудобные анахронизмы, что имело следствием распространение перевернутых представлений о добре и зле. Наиболее очевидными следствиями этого стало разрушение семьи и массовость абортов, а также распространение коррупции, о чем общество постоянно узнает из средств массовой информации. Вступив в XXI век, мы со всей отчетливостью видим, что без нравственного возрождения невозможно идти вперед. И этот урок можно назвать важнейшим.

В середине ХХ столетия весь мир был подвергнут катастрофическому испытанию. Великая Отечественная война завершилась не только изгнанием захватчиков с нашей земли, но и освобождением народов Европы от фашистской угрозы. Обычно, когда говорят о подвиге наших воинов, которые как подвижники древности были крепки на войне, прогоняли полки чужих (см.: Евр. 11:34), то упоминают слова Господа: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“ (Ин. 15:13). Долг современников благодарностью хранить память о защитниках Родины и чествовать ветеранов, учиться у них любви к России.

Каждый народ ответственен перед Богом за ту землю, которую получил, чтобы хранить и возделывать ее с заботой и усердием. Церковь и школа, сотрудничая в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, призваны привить детям и юношеству любовь к родной истории, культуре и языку. Через это у них формируется сопричастность судьбе народа и страны. При этом мы с особым вниманием относимся к раскрытию роли православия в становлении славянских народов и в развитии России как великой державы. Наша задача состоит не только в том, чтобы снабдить обучающихся определенным набором информации, но и воспитать у них основанную на высоких этических принципах готовность деятельно участвовать в жизни Отечества, созидать и защищать его.

Мне радостно сегодня приветствовать на открытии наших Рождественских чтений представителей педагогической общественности и духовенства. Я сердечно благодарю вас за усердные труды на ниве воспитания и просвещения детей и молодежи. Хотел бы надеяться, что отдельные мысли, высказанные мной сегодня по поводу темы чтений, помогут вам обрести ориентиры для ее раскрытия в ходе тех конференций, семинаров и круглых столов, которые пройдут в ближайшие недели по всему Подмосковью. Обобщая, хочу сказать следующее. Как жизнь отдельного человека, так и история стран и народов состоит из взлетов и падений, героических подвигов и трагических ошибок в их взаимном и сложном переплетении. Было бы неправильным и приукрашивать, и отвергать свое прошлое, ибо оно драгоценно и поучительно просто в силу того, что принадлежит нам.

Пусть взоры участников, исследующих прошлое, будут с надеждой и упованием обращены в будущее. Вспомним наставление святого апостола Иакова: „Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость… полна милосердия… беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир“ (Иак.3:16–18).

14 декабря мы соберемся в городе Химки во дворце культуры „Родина“ на торжественное закрытие Областных Рождественских чтений. А до этого во всех благочиниях пройдут совещания, которые учтут наши мысли, высказанные сегодня.

Желаю успеха в работе всем участникам Подмосковных Рождественских чтений и призываю на вас Божие благословение!»

Затем с докладом выступила министр образования Московской области М. Б. Захарова: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, уважаемый Олег Иванович, уважаемые участники и гости конференции!

Сегодня мы открываем XIV Рождественские образовательные чтения. Почти полтора десятилетия существуют чтения, и за это время они стали одним из самых значимых событий в культурной, интеллектуальной жизни Подмосковья.

Темами чтений всегда были вопросы, важные для духовного, нравственного развития общества, воспитания нашей молодежи. Часто они были связаны с датами, изменившими ход Российской истории — Крещение Руси, 700-летие преподобного Сергия Радонежского, 1000-летие кончины святого равноапостольного князя Владимира. Это были события, связанные с возрождением, духовным становлением нашего народа.

Но в истории есть и другие даты, другие события, оценка которых очень и очень непроста. И такая дата ждет нас в наступающем, 2017 году.

В дневниках российского поэта Рюрика Ивнева есть записи, сделанные в дни, значение которых тогда ещё мало кто понимал.

Так, 5 марта 1917 года, утром, поэт записывает: „Мне кажется, что я вижу сон: Романовых нет… Исполнительный Комитет… Учредительное Собрание… Совет рабочих и солдатских депутатов… О, если бы Россия вышла здоровой и обновленной! Боже, Боже, помоги России“.

И вот запись, сделанная вечером 25 октября (по старому стилю): „Стрельба ужасная, пулеметная и орудийная… Говорят, стреляли в Зимний дворец. На меня напало какое-то одеревенение… никого не жалко, ничего не жаль. Но ведь это не может быть! Это временно! Не могло же мое сердце омертветь! Боже! Боже! Спаси Россию“. Восемь месяцев 1917 года, и человек уже просит Бога не о помощи своей Родине, а о её спасении.

Тема чтений этого года, принятая по инициативе нашего дорогого Владыки, звучит: „1917 — 2017: уроки столетия“.

Это уроки столетия истории нашей страны, вместившего в себя невероятно много, и рядом с самыми чёрными страницами нашей истории мы видим светлые страницы.

Все вместило это столетие:

жесточайшие войны, не имеющие аналогов в истории, — и великие победы;
голод, страдания, — и колоссальный подъем творческих сил народа, совершившего переворот в экономике, культуре;
разрушение храмов, — и величайшие достижения в музыке, живописи, литературе;
примеры величайшего героизма, — и страшные преступления;
жестокая цензура, — и покорение космоса;
великие стройки, — и техногенные катастрофы.

Все это вместили 100 лет с 1917 по 2017 год. Нам, нашим детям и внукам предстоит ещё долго оценивать и анализировать эти события, их причины и следствия, их смысл и значение. Говоря об уроках истории, мы не можем не вспомнить знаменитую фразу Василия Осиповича Ключевского: „История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков“.

Столетие, о котором мы говорим, заканчивается, и уроки его уже в прошлом.

Мы не можем отказаться от исторической памяти, забыть события и явления, которые учат нас вечным ценностям, тем, которые не менялись, несмотря ни на какие исторические перипетии.

В первую очередь — это любовь к Родине, гордость за неё. Мы, педагоги, неустанно стараемся привить эти чувства детям, делая это на разнообразном материале наших школьных учебных предметов, на занятиях в формате дополнительного образования, в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, мы преподносим эти чувства и своим личным примером — примером Учителя.

Каковы же они, эти уроки? Чему история столетия научила всех нас? Как помочь нашим детям увидеть в истории именно уроки, то есть руководство по обустройству нашей жизни, нашей Родины, нашего родного Подмосковья?

Казалось бы, лучше всего уроки истории можно извлечь из школьных курсов истории и обществознания. Педагоги работают, опираясь на материал учебников, в которых всё изложено последовательно, обоснованно: революция, гражданская война, строительство молодого советского государства, Великая Отечественная война, Победа, восстановление хозяйства и освоение космоса, перестройка, распад Советского Союза, становление новой России. Вот они, основные вехи этого столетия. Но не всё может рассказать учебник. Он лишь пособие в руках увлечённого учителя — человека духовно развитого, читающего, думающего. Есть множество деталей, побочных тем, которые, вплетаясь в изложение учебного материала, способны окрасить его тёплым человеческим отношением, показывая историю страны так, что она не может не вызывать чувства гордости.

Столетие революции, которое наступает в следующем году, неизбежно повысит градус непримиримой полемики о том, чем стала революция для нашего народа — великим злом или великим благом.

События планетарного масштаба очень редко могут быть оценены как однозначно положительные или однозначно отрицательные: их историческое значение мало зависит от наших оценок. Выступая 3 ноября на X юбилейной ассамблее Русского мира, Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл высказал поразительно мудрую мысль: „…Будем помнить, что история — это прошлое, то, что уже прошло. А прошлое не должно людей разъединять“. Эти слова позволяют по-новому отнестись к осмыслению уроков истекшего столетия, в каждом из них найти моменты, способствующие духовному единению нашего народа.

Представляя себе столетие, начавшееся с лихолетья Октябрьской революции, мы в первую очередь думаем о той колоссальной жертве, которую принёс наш народ, подвергшийся беспрецедентному эксперименту по переустройству всего уклада жизни общества. Революция и последовавшая за ней гражданская война, унеся миллионы жизней, явили собой реальную угрозу существования России как государства. Но вот, уже не из школьного учебника, а из трудов русских православных философов мы узнаем, этот социальный взрыв в их представлении тесно связан с тем бедственным нравственным состоянием общества, прежде всего его элит, дворянства, которое выражалось в явном охлаждении к православной вере. Умничанье, западничество, невнимание к нуждам ближнего — всё это было приметой века, предшествующего времени лихолетья, той почвой, на которой совершились кровавые события начала прошлого века.

„Кругом измена, и трусость, и обман“, написал Николай Александрович Романов, уже не император.

В первую очередь тогда страдали верующие люди, духовенство, будто бы оплачивая искупительной жертвой оскудение веры своих братьев. Отстаивая веру и верность, отдали жизнь десятки тысяч праведников — целая плеяда Новомучеников и Исповедников Российских, в честь которых теперь возведен православный храм на подмосковном Бутовском полигоне. Удивительно, но именно в противостоянии богоборчеству православная Русь впоследствии окрепла, нравственно и духовно возросла, дала такие мощные ростки, которые позволили в конце того же самого века начаться периоду, называемому иногда даже „вторым крещением Руси“. Гонения на Церковь в первой половине XX столетия породили совершенно особые чувства в сердцах людей: они объединились, потому что были сыновьями и дочерями одной Родины, народ которой и образовался как единое целое более тысячи лет на основе православной веры.

Именно эта патриотическая идея, чувство любви к Родине позволило выстоять и победить врага в годы Великой Отечественной войны. Вспомним: в первые ее дни руководитель государства обратился к народу с призывом, начинавшимся словами: „Граждане и гражданки! Братья и сестры!“. И это были именно те слова, которые всколыхнули в людях сознание своей принадлежности к единому народу, которое помогло духовно объединиться и одолеть врага. В 1941 году наше Подмосковье оказалось чуть ли не на половину оккупировано фашистами. Ни по книгам, ни по фильмам нельзя в полной мере представить себе, что пережили в те дни жители наших городков, райцентров, деревень, сел…

Они отстояли Москву, хотя с точки зрения кадровых военных профессионалов Германии, завоевавшихпол-Европы, это было просто невозможно. Наши деды и отцы явили образ подвига (прежде всего нравственного, а не военного) даже нашим врагам, которые в основной своей массе были простыми людьми, отправленными на войну. Солдаты вражеской армии многое поняли, видя, как на сорокаградусном морозе роют окопы голодные женщины и дети, как сражаются перед верной смертью российские солдаты. Мы не прочитаем в учебниках о том, что легендарный маршал Жуков во все дни войны носил с собой икону Богородицы: это доподлинно неизвестно. Но вот ведь что важно: народная молва бережно сохранила эту легенду или быль и донесла её до нас, потомков, как прямое указание на одну из причин победы — горячую народную веру. И это очень важно.

Повторю известную каждому настоящему педагогу истину: мы обучаем, воспитывая, и воспитываем, обучая. Эти две сущности — обучение и воспитания — неразделимы. Сегодня как никогда эффективность обучения и воспитания зависит от личностного примера педагога, воспитателя, от его заинтересованной личностной позиции. В подтверждение этой идеи можно привести в пример широко обсуждаемый сейчас вопрос о содержании программы по литературе. В последнее время много говорится о том, что её нужно перестроить, что она якобы не даёт тех примеров, на которых можно проводить нравственно-патриотическую работу с подрастающим поколением. Но ведь проблема, кажется, совсем в другом.

Настоящий учитель вполне способен зажечь, воодушевить детей, увлечённо рассказывая о самоотверженности и единении людей на ярких примерах толстовского романа. Нам необходима не ревизия школьного списка для чтения, нам нужны учителя, искренне любящие Пушкина, Достоевского, Твардовского, Пастернака и многих других русских поэтов писателей, которые уже самим уровнем своего мастерства, своим владением русским словом являют собой высокий патриотический образец.

Работу по усилению духовно-нравственного воспитания учащихся мы должны проводить в тесной связи с вопросами усовершенствования подготовки педагогических кадров для школы. Сегодняшнийвыпускник-бакалавр — это специалист по учебному предмету, человек, который владеет информацией, необходимой для усвоения школьниками. Но по большому счету этого мало. Детям сегодня нужен именно учитель, а это понятие сочетает в себе и знание предмета, и духовное богатство, которое позволяет учителю служить нравственным примером, быть для подрастающего поколения неформальным лидером.

Наша прямая задача состоит в том, чтобы на пути формирования личности ребенка прививать вкус к тому, „что такое хорошо, и что такое плохо“. Воспитанный на нравственно-патриотической идее человек никогда не пойдет в храм ловить покемонов в угоду моде, он не посмеет плясать у алтаря, он обязательно уступит пожилому человеку место в транспорте, он не забудет спросить у мамы, нужно ли ей чем-то помочь. Именно такой человек, нравственно стойкий, чуткий, неравнодушный должен стать целью нашей образовательной деятельности, которая неотделима от воспитательных задач. Большую роль в этом направлении играет РДШ (Российское движение школьников).

Ольга Юрьевна Васильева, министр образования и науки Российской Федерации, выступая на первом съезде РДШ в Ярославле, отметила, что „Движение школьников должно помогать в том, чтобы наши дети были воспитаны в тех самых ценностях, которые для нас понятны. Мы хотим, чтобы они были добрыми, чтобы понимали, что такое добро и зло, чтобы они отличали плохое от хорошего. Мы хотим, чтобы у нас были нравственные и здоровые дети“.

Нам необходимо усилить воспитательную работу в школах и в дошкольных образовательных учреждениях. Необходимо, чтобы сегодняшняя деятельность учителей, преподавателей, воспитателей, методистов, руководителей, родительской общественности выстраивалась, прежде всего, с заботой о духовном возрастании личности ребёнка, а не только о его интеллекте. Осознать и принять такое направление развития образования — это значит избрать верное направление развития нынешнего поколения детей. Важно заботиться об ответственном самоопределении каждого ученика, при этом самоопределение должно пониматься нами не как попустительство детским желаниям, а как развитие творческих способностей ребёнка до такого уровня, который позволит выявить личностные устремления каждого ученика, его творческую самоидентичность, построить индивидуальную траекторию дополнительного образования.

Прекрасно, что эту работу мы делаем вместе со священнослужителями Московской епархии. Духовные традиции Подмосковного образования за 15 лет нашего соработничества с Русской Православной Церковью уже стали для профессионального педагогического сообщества ориентиром в направлении дальнейшего развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Мы горды сознанием того, что делаем общее дело вместе с духовенством.

Опора на авторитет Церкви, на глубокие духовно-нравственные корни Российского народа очень важна. Тема Рождественских образовательных чтений этого года, уверена, найдет продолжение при обсуждении в каждой семье, в каждом детском саду и школе, в каждом колледже и ВУЗе. Она будет обсуждаться и в ближайшей перспективе, когда в марте 2017 года состоится профессиональное общение в рамках Ассоциации преподавателей предметов духовно-нравственной направленности в рамках предметной недели.

Уважаемые участники чтений! В 2017 году много знаменательных дат, в том числе 90-летний юбилей выдающегося писателя Габриеля Гарсия Маркеса. Кстати, в 1957 г. писатель посетил СССР и написал эссе, которое называлось „СССР: 22 миллиона квадратных километров без единой рекламы Кока-колы!“. Это тоже история нашей страны, согласитесь. Но я вспомнила писателя не поэтому. Самый знаменитый роман нобелевского лауреата называется „Сто лет одиночества“. Это история большой семьи, все члены которой были одиноки, потому что не умели любить.

Сто лет Российской истории, о которых мы сегодня говорим, можно называть по-разному, но никогда и никто их не назовет годами одиночества. Потому что мы всегда умели любить близких, помогать слабым, преодолевать трудности, радоваться успехам, быть мужественными, верными долгу, уметь побеждать. И все это делали вместе, одним народом, одной семьей.

Может, это и есть главный урок столетия. Столетия в жизни нашей страны, равного которому по драматизму, насыщенности событиями вряд ли можно найти в истории любой другой страны.

Желаю успешной работы всем участникам четырнадцатых Рождественских чтений! Благодарю вас за внимание».

Митрополит Ювеналий и М. Б. Захарова наградили лауреатов регионального этапа всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» грамотами.

В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады:

  • «Особенности и уроки исторического развития России (1917–2016 годы)». А. Б. Мазуров, ректор Государственного социально-гуманитарного университета, депутат Московской областной Думы, профессор, доктор исторических наук;
  • «Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в ХХ веке. Сравнительный анализ». Протоиерей Максим Максимов, кандидат богословия, член Синодальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной богослужебной комиссии, преподаватель Коломенской духовной семинарии;
  • «Христианская тема в жизни и творческом наследии Алексея Федоровича Лосева». Ю. Л. Суворов, педагог дополнительного образования, преподаватель «Основ православной культуры» гимназии № 4 городского округа Дзержинский;
  • «Особенности пастырского служения в Русской Православной Церкви в условиях господства атеистической идеологии». Протоиерей Николай Качанкин, кандидат богословия, настоятель Успенского кафедрального собора г. Коломны, председатель Епархиального суда, духовник Коломенской духовной семинарии.

Итоги заседания подвел митрополит Ювеналий, дав оценку выслушанным докладам, поблагодарив участников за труды и пожелав всем помощи Божией в проведении чтений.

Программа мероприятия завершилась пением кондака Рождеству Христову.

 

Открытие XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений 1

28 ноября в доме культуры «Вперед» г. Долгопрудного состоялось открытие XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «1917–2017: уроки столетия».

В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Ювеналий, министр образования Московской областиМ. Б. Захарова, епископ Илиан (Востряков), епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Балашихинский Николай, Зарайский Константин и Луховицкий Петр, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

Участников собрания приветствовал глава городского округа Долгопрудный О. И. Троицкий.

Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий: «Дорогая Марина Борисовна! Наш уважаемый гостеприимный хозяин Олег Иванович, возлюбленные братья-архипастыри и пастыри, дорогие участники чтений!

С сегодняшнего дня начинается Рождественский пост. И это благословенное время мы избрали для нашей встречи.

В будущем году исполняется сто лет с того времени, как произошли события, кардинальным образом повлиявшие на ход истории не только нашего Отечества, но и всего мира. И мы сегодня открываем XIV Московские областные Рождественские образовательные чтения, которые будут посвящены изучению уроков минувшего, в том числе и с точки зрения того, как нам строить будущее.

Время быстротечно, оно мгновенно становится прошлым. А будущее еще не наступило. И реально для каждого из нас существует только настоящее, в котором мы живем, мысленно обращаясь к нашим знаниям о прошлом и молитвенно уповая на благоприятное грядущее. Мудро писал блаженный Августин: „В тебе, душа моя, измеряю я время“. Иными словами, события истории живут в нашем сознании, и задача состоит в том, чтобы их осмыслить, научиться подражать доброму и не повторять ошибки предшествующих поколений.

Мы живем в счастливую эпоху, когда Церковь свободна в проповеди Слова Божия и имеет возможность сотрудничать со школой в духовно-нравственном просвещении и воспитании подрастающего поколения. И никто не ограничивает нас сегодня в обсуждении той темы Рождественских чтений, которая нам предложена.

Почти на всем протяжении минувшего столетия в нашем Отечестве господствовала атеистическая идеология. Подавляющее большинство храмов и монастырей были осквернены и разрушены, духовенство, монашествующие и миряне во множестве подвергнуты преследованиям и приняли мученическую кончину. При этом мы находим в Священном Писании такие слова: „Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих“ (Пс. 33:2). Многие спросят: за что же можно было хвалить Бога в те времена испытаний? Ответ на это дает подвиг несчетного сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века, которые остались верными Христу даже до смерти и при этом совершали свой жизненный путь в незлобии, благочестии и исполнении заповеди о любви ко всем людям.

Мученица Татиана Гримблит, простая медсестра, посвятившая свою жизнь помощи верующим, заключенным в тюрьмах и лагерях, казненная в 1937 году, в своих стихах, написанных в заключении, отразила переживания православных людей, в тяжелейших условиях не терявших мужества и веры в Бога:

„На ниве тюремной тринадцатый год
Тебе добровольно служу;
Как юность, и молодость пусть протечет —
К ногам Твоим их положу.

Прими меня, Боже, на этом пути,
Последний этап предо мной:
Иду, мой Спаситель, помилуй, прости,
Мне в спутники Образ дай Твой“.

Опыт наших подвижников очень важен. Он показывает, что вовсе не материальное благополучие определяет внутреннее настроение человека. Главное — это упование на Бога и мужественное следование за Ним. Тогда никакие испытания не страшны. Именно это имел в виду Псалмопевец: „В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище“ (Пс. 61:8–9). Спасительна вера, дающая человеку опору в самых сложных жизненных ситуациях и приближающая его к Богу — это первый урок минувшего столетия.

Прошедший век был периодом и великих свершений, и глубочайших трагедий в истории нашего народа. Учеными достаточно подробно исследованы события прошлого, об этом написаны тысячи книг. Обычно преувеличенное внимание при этом уделяется тем личностям, которые рассматриваются как воплощения зла. Меж тем, мне представляется важным обратить мысленный взор к миллионам наших рядовых соотечественников. В условиях, которые подчас казались невыносимыми, они строили страну, растили детей, верили в правду и справедливость. Многие достижения отечественной науки и техники, литературы и искусства в ХХ веке рассматриваются как выдающиеся достижения человечества.

Не обладая ни властью, ни влиянием, простые люди старались трудиться самоотверженно и на пределе своих сил и передали нам современную Россию со всеми ее достижениями и недостатками. Их пример достоин уважения и подражания. Отсюда урок второй, его можно выразить словами апостола Павла: „Доколе есть время, будем делать добро всем“ (Гал.6:10).

1917 год — это время слома государственных устоев и правопорядка, когда началась кровопролитная междоусобица. Нравственные устои были попраны, человеческая жизнь — поставлена ни во что. Под предлогом борьбы за равенство и ради построения „рая на земле“ миллионы людей были подвергнуты насилию и тягчайшим испытаниям. Когда же власть, установленная после революции, по прошествии десятилетий рухнула, общество оказалось перед лицом глубокого этического, политического и социально-экономического кризиса. Из этого можно извлечь еще один урок — уважение к закону и личности является основой здорового развития общества в соответствии с идеалами справедливости, доступной в условиях человеческого несовершенства.

Минувший век отчетливо показал, что отношения между людьми не должны определяться ни классовыми, ни имущественными, ни идеологическими критериями, но базироваться исключительно на Божественной заповеди: „как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними“ (Лк. 6:31).

За сто лет наше общество приобрело опыт жизни в разных условиях: это были и террор, и войны, и тоталитаризм, и граничивший со вседозволенностью либерализм. А в современной России мы пользуемся свободой как величайшим достоянием, но важно при этом отдавать себе отчет в том, что она возлагает на человека огромную ответственность за себя, за ближних, за весь мир. Хочу напомнить, что апостол Петр призывал не употреблять свободу для прикрытия злак, но быть рабами Божиими (см.: 1Пет.2:16).

То смятение, которым было охвачено общество на протяжении минувшего столетия, имело следствием размывание моральных устоев, ранее казавшихся неколебимыми. Целомудрие и чистота, чадородие и семейственность, правдивость и нестяжание стали многими рассматриваться как неудобные анахронизмы, что имело следствием распространение перевернутых представлений о добре и зле. Наиболее очевидными следствиями этого стало разрушение семьи и массовость абортов, а также распространение коррупции, о чем общество постоянно узнает из средств массовой информации. Вступив в XXI век, мы со всей отчетливостью видим, что без нравственного возрождения невозможно идти вперед. И этот урок можно назвать важнейшим.

В середине ХХ столетия весь мир был подвергнут катастрофическому испытанию. Великая Отечественная война завершилась не только изгнанием захватчиков с нашей земли, но и освобождением народов Европы от фашистской угрозы. Обычно, когда говорят о подвиге наших воинов, которые как подвижники древности были крепки на войне, прогоняли полки чужих (см.: Евр. 11:34), то упоминают слова Господа: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“ (Ин. 15:13). Долг современников благодарностью хранить память о защитниках Родины и чествовать ветеранов, учиться у них любви к России.

Каждый народ ответственен перед Богом за ту землю, которую получил, чтобы хранить и возделывать ее с заботой и усердием. Церковь и школа, сотрудничая в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, призваны привить детям и юношеству любовь к родной истории, культуре и языку. Через это у них формируется сопричастность судьбе народа и страны. При этом мы с особым вниманием относимся к раскрытию роли православия в становлении славянских народов и в развитии России как великой державы. Наша задача состоит не только в том, чтобы снабдить обучающихся определенным набором информации, но и воспитать у них основанную на высоких этических принципах готовность деятельно участвовать в жизни Отечества, созидать и защищать его.

Мне радостно сегодня приветствовать на открытии наших Рождественских чтений представителей педагогической общественности и духовенства. Я сердечно благодарю вас за усердные труды на ниве воспитания и просвещения детей и молодежи. Хотел бы надеяться, что отдельные мысли, высказанные мной сегодня по поводу темы чтений, помогут вам обрести ориентиры для ее раскрытия в ходе тех конференций, семинаров и круглых столов, которые пройдут в ближайшие недели по всему Подмосковью. Обобщая, хочу сказать следующее. Как жизнь отдельного человека, так и история стран и народов состоит из взлетов и падений, героических подвигов и трагических ошибок в их взаимном и сложном переплетении. Было бы неправильным и приукрашивать, и отвергать свое прошлое, ибо оно драгоценно и поучительно просто в силу того, что принадлежит нам.

Пусть взоры участников, исследующих прошлое, будут с надеждой и упованием обращены в будущее. Вспомним наставление святого апостола Иакова: „Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость… полна милосердия… беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир“ (Иак.3:16–18).

14 декабря мы соберемся в городе Химки во дворце культуры „Родина“ на торжественное закрытие Областных Рождественских чтений. А до этого во всех благочиниях пройдут совещания, которые учтут наши мысли, высказанные сегодня.

Желаю успеха в работе всем участникам Подмосковных Рождественских чтений и призываю на вас Божие благословение!»

Затем с докладом выступила министр образования Московской области М. Б. Захарова: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, уважаемый Олег Иванович, уважаемые участники и гости конференции!

Сегодня мы открываем XIV Рождественские образовательные чтения. Почти полтора десятилетия существуют чтения, и за это время они стали одним из самых значимых событий в культурной, интеллектуальной жизни Подмосковья.

Темами чтений всегда были вопросы, важные для духовного, нравственного развития общества, воспитания нашей молодежи. Часто они были связаны с датами, изменившими ход Российской истории — Крещение Руси, 700-летие преподобного Сергия Радонежского, 1000-летие кончины святого равноапостольного князя Владимира. Это были события, связанные с возрождением, духовным становлением нашего народа.

Но в истории есть и другие даты, другие события, оценка которых очень и очень непроста. И такая дата ждет нас в наступающем, 2017 году.

В дневниках российского поэта Рюрика Ивнева есть записи, сделанные в дни, значение которых тогда ещё мало кто понимал.

Так, 5 марта 1917 года, утром, поэт записывает: „Мне кажется, что я вижу сон: Романовых нет… Исполнительный Комитет… Учредительное Собрание… Совет рабочих и солдатских депутатов… О, если бы Россия вышла здоровой и обновленной! Боже, Боже, помоги России“.

И вот запись, сделанная вечером 25 октября (по старому стилю): „Стрельба ужасная, пулеметная и орудийная… Говорят, стреляли в Зимний дворец. На меня напало какое-то одеревенение… никого не жалко, ничего не жаль. Но ведь это не может быть! Это временно! Не могло же мое сердце омертветь! Боже! Боже! Спаси Россию“. Восемь месяцев 1917 года, и человек уже просит Бога не о помощи своей Родине, а о её спасении.

Тема чтений этого года, принятая по инициативе нашего дорогого Владыки, звучит: „1917 — 2017: уроки столетия“.

Это уроки столетия истории нашей страны, вместившего в себя невероятно много, и рядом с самыми чёрными страницами нашей истории мы видим светлые страницы.

Все вместило это столетие:

жесточайшие войны, не имеющие аналогов в истории, — и великие победы;
голод, страдания, — и колоссальный подъем творческих сил народа, совершившего переворот в экономике, культуре;
разрушение храмов, — и величайшие достижения в музыке, живописи, литературе;
примеры величайшего героизма, — и страшные преступления;
жестокая цензура, — и покорение космоса;
великие стройки, — и техногенные катастрофы.

Все это вместили 100 лет с 1917 по 2017 год. Нам, нашим детям и внукам предстоит ещё долго оценивать и анализировать эти события, их причины и следствия, их смысл и значение. Говоря об уроках истории, мы не можем не вспомнить знаменитую фразу Василия Осиповича Ключевского: „История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков“.

Столетие, о котором мы говорим, заканчивается, и уроки его уже в прошлом.

Мы не можем отказаться от исторической памяти, забыть события и явления, которые учат нас вечным ценностям, тем, которые не менялись, несмотря ни на какие исторические перипетии.

В первую очередь — это любовь к Родине, гордость за неё. Мы, педагоги, неустанно стараемся привить эти чувства детям, делая это на разнообразном материале наших школьных учебных предметов, на занятиях в формате дополнительного образования, в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, мы преподносим эти чувства и своим личным примером — примером Учителя.

Каковы же они, эти уроки? Чему история столетия научила всех нас? Как помочь нашим детям увидеть в истории именно уроки, то есть руководство по обустройству нашей жизни, нашей Родины, нашего родного Подмосковья?

Казалось бы, лучше всего уроки истории можно извлечь из школьных курсов истории и обществознания. Педагоги работают, опираясь на материал учебников, в которых всё изложено последовательно, обоснованно: революция, гражданская война, строительство молодого советского государства, Великая Отечественная война, Победа, восстановление хозяйства и освоение космоса, перестройка, распад Советского Союза, становление новой России. Вот они, основные вехи этого столетия. Но не всё может рассказать учебник. Он лишь пособие в руках увлечённого учителя — человека духовно развитого, читающего, думающего. Есть множество деталей, побочных тем, которые, вплетаясь в изложение учебного материала, способны окрасить его тёплым человеческим отношением, показывая историю страны так, что она не может не вызывать чувства гордости.

Столетие революции, которое наступает в следующем году, неизбежно повысит градус непримиримой полемики о том, чем стала революция для нашего народа — великим злом или великим благом.

События планетарного масштаба очень редко могут быть оценены как однозначно положительные или однозначно отрицательные: их историческое значение мало зависит от наших оценок. Выступая 3 ноября на X юбилейной ассамблее Русского мира, Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл высказал поразительно мудрую мысль: „…Будем помнить, что история — это прошлое, то, что уже прошло. А прошлое не должно людей разъединять“. Эти слова позволяют по-новому отнестись к осмыслению уроков истекшего столетия, в каждом из них найти моменты, способствующие духовному единению нашего народа.

Представляя себе столетие, начавшееся с лихолетья Октябрьской революции, мы в первую очередь думаем о той колоссальной жертве, которую принёс наш народ, подвергшийся беспрецедентному эксперименту по переустройству всего уклада жизни общества. Революция и последовавшая за ней гражданская война, унеся миллионы жизней, явили собой реальную угрозу существования России как государства. Но вот, уже не из школьного учебника, а из трудов русских православных философов мы узнаем, этот социальный взрыв в их представлении тесно связан с тем бедственным нравственным состоянием общества, прежде всего его элит, дворянства, которое выражалось в явном охлаждении к православной вере. Умничанье, западничество, невнимание к нуждам ближнего — всё это было приметой века, предшествующего времени лихолетья, той почвой, на которой совершились кровавые события начала прошлого века.

„Кругом измена, и трусость, и обман“, написал Николай Александрович Романов, уже не император.

В первую очередь тогда страдали верующие люди, духовенство, будто бы оплачивая искупительной жертвой оскудение веры своих братьев. Отстаивая веру и верность, отдали жизнь десятки тысяч праведников — целая плеяда Новомучеников и Исповедников Российских, в честь которых теперь возведен православный храм на подмосковном Бутовском полигоне. Удивительно, но именно в противостоянии богоборчеству православная Русь впоследствии окрепла, нравственно и духовно возросла, дала такие мощные ростки, которые позволили в конце того же самого века начаться периоду, называемому иногда даже „вторым крещением Руси“. Гонения на Церковь в первой половине XX столетия породили совершенно особые чувства в сердцах людей: они объединились, потому что были сыновьями и дочерями одной Родины, народ которой и образовался как единое целое более тысячи лет на основе православной веры.

Именно эта патриотическая идея, чувство любви к Родине позволило выстоять и победить врага в годы Великой Отечественной войны. Вспомним: в первые ее дни руководитель государства обратился к народу с призывом, начинавшимся словами: „Граждане и гражданки! Братья и сестры!“. И это были именно те слова, которые всколыхнули в людях сознание своей принадлежности к единому народу, которое помогло духовно объединиться и одолеть врага. В 1941 году наше Подмосковье оказалось чуть ли не на половину оккупировано фашистами. Ни по книгам, ни по фильмам нельзя в полной мере представить себе, что пережили в те дни жители наших городков, райцентров, деревень, сел…

Они отстояли Москву, хотя с точки зрения кадровых военных профессионалов Германии, завоевавшихпол-Европы, это было просто невозможно. Наши деды и отцы явили образ подвига (прежде всего нравственного, а не военного) даже нашим врагам, которые в основной своей массе были простыми людьми, отправленными на войну. Солдаты вражеской армии многое поняли, видя, как на сорокаградусном морозе роют окопы голодные женщины и дети, как сражаются перед верной смертью российские солдаты. Мы не прочитаем в учебниках о том, что легендарный маршал Жуков во все дни войны носил с собой икону Богородицы: это доподлинно неизвестно. Но вот ведь что важно: народная молва бережно сохранила эту легенду или быль и донесла её до нас, потомков, как прямое указание на одну из причин победы — горячую народную веру. И это очень важно.

Повторю известную каждому настоящему педагогу истину: мы обучаем, воспитывая, и воспитываем, обучая. Эти две сущности — обучение и воспитания — неразделимы. Сегодня как никогда эффективность обучения и воспитания зависит от личностного примера педагога, воспитателя, от его заинтересованной личностной позиции. В подтверждение этой идеи можно привести в пример широко обсуждаемый сейчас вопрос о содержании программы по литературе. В последнее время много говорится о том, что её нужно перестроить, что она якобы не даёт тех примеров, на которых можно проводить нравственно-патриотическую работу с подрастающим поколением. Но ведь проблема, кажется, совсем в другом.

Настоящий учитель вполне способен зажечь, воодушевить детей, увлечённо рассказывая о самоотверженности и единении людей на ярких примерах толстовского романа. Нам необходима не ревизия школьного списка для чтения, нам нужны учителя, искренне любящие Пушкина, Достоевского, Твардовского, Пастернака и многих других русских поэтов писателей, которые уже самим уровнем своего мастерства, своим владением русским словом являют собой высокий патриотический образец.

Работу по усилению духовно-нравственного воспитания учащихся мы должны проводить в тесной связи с вопросами усовершенствования подготовки педагогических кадров для школы. Сегодняшнийвыпускник-бакалавр — это специалист по учебному предмету, человек, который владеет информацией, необходимой для усвоения школьниками. Но по большому счету этого мало. Детям сегодня нужен именно учитель, а это понятие сочетает в себе и знание предмета, и духовное богатство, которое позволяет учителю служить нравственным примером, быть для подрастающего поколения неформальным лидером.

Наша прямая задача состоит в том, чтобы на пути формирования личности ребенка прививать вкус к тому, „что такое хорошо, и что такое плохо“. Воспитанный на нравственно-патриотической идее человек никогда не пойдет в храм ловить покемонов в угоду моде, он не посмеет плясать у алтаря, он обязательно уступит пожилому человеку место в транспорте, он не забудет спросить у мамы, нужно ли ей чем-то помочь. Именно такой человек, нравственно стойкий, чуткий, неравнодушный должен стать целью нашей образовательной деятельности, которая неотделима от воспитательных задач. Большую роль в этом направлении играет РДШ (Российское движение школьников).

Ольга Юрьевна Васильева, министр образования и науки Российской Федерации, выступая на первом съезде РДШ в Ярославле, отметила, что „Движение школьников должно помогать в том, чтобы наши дети были воспитаны в тех самых ценностях, которые для нас понятны. Мы хотим, чтобы они были добрыми, чтобы понимали, что такое добро и зло, чтобы они отличали плохое от хорошего. Мы хотим, чтобы у нас были нравственные и здоровые дети“.

Нам необходимо усилить воспитательную работу в школах и в дошкольных образовательных учреждениях. Необходимо, чтобы сегодняшняя деятельность учителей, преподавателей, воспитателей, методистов, руководителей, родительской общественности выстраивалась, прежде всего, с заботой о духовном возрастании личности ребёнка, а не только о его интеллекте. Осознать и принять такое направление развития образования — это значит избрать верное направление развития нынешнего поколения детей. Важно заботиться об ответственном самоопределении каждого ученика, при этом самоопределение должно пониматься нами не как попустительство детским желаниям, а как развитие творческих способностей ребёнка до такого уровня, который позволит выявить личностные устремления каждого ученика, его творческую самоидентичность, построить индивидуальную траекторию дополнительного образования.

Прекрасно, что эту работу мы делаем вместе со священнослужителями Московской епархии. Духовные традиции Подмосковного образования за 15 лет нашего соработничества с Русской Православной Церковью уже стали для профессионального педагогического сообщества ориентиром в направлении дальнейшего развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Мы горды сознанием того, что делаем общее дело вместе с духовенством.

Опора на авторитет Церкви, на глубокие духовно-нравственные корни Российского народа очень важна. Тема Рождественских образовательных чтений этого года, уверена, найдет продолжение при обсуждении в каждой семье, в каждом детском саду и школе, в каждом колледже и ВУЗе. Она будет обсуждаться и в ближайшей перспективе, когда в марте 2017 года состоится профессиональное общение в рамках Ассоциации преподавателей предметов духовно-нравственной направленности в рамках предметной недели.

Уважаемые участники чтений! В 2017 году много знаменательных дат, в том числе 90-летний юбилей выдающегося писателя Габриеля Гарсия Маркеса. Кстати, в 1957 г. писатель посетил СССР и написал эссе, которое называлось „СССР: 22 миллиона квадратных километров без единой рекламы Кока-колы!“. Это тоже история нашей страны, согласитесь. Но я вспомнила писателя не поэтому. Самый знаменитый роман нобелевского лауреата называется „Сто лет одиночества“. Это история большой семьи, все члены которой были одиноки, потому что не умели любить.

Сто лет Российской истории, о которых мы сегодня говорим, можно называть по-разному, но никогда и никто их не назовет годами одиночества. Потому что мы всегда умели любить близких, помогать слабым, преодолевать трудности, радоваться успехам, быть мужественными, верными долгу, уметь побеждать. И все это делали вместе, одним народом, одной семьей.

Может, это и есть главный урок столетия. Столетия в жизни нашей страны, равного которому по драматизму, насыщенности событиями вряд ли можно найти в истории любой другой страны.

Желаю успешной работы всем участникам четырнадцатых Рождественских чтений! Благодарю вас за внимание».

Митрополит Ювеналий и М. Б. Захарова наградили лауреатов регионального этапа всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» грамотами.

В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады:

  • «Особенности и уроки исторического развития России (1917–2016 годы)». А. Б. Мазуров, ректор Государственного социально-гуманитарного университета, депутат Московской областной Думы, профессор, доктор исторических наук;
  • «Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в ХХ веке. Сравнительный анализ». Протоиерей Максим Максимов, кандидат богословия, член Синодальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной богослужебной комиссии, преподаватель Коломенской духовной семинарии;
  • «Христианская тема в жизни и творческом наследии Алексея Федоровича Лосева». Ю. Л. Суворов, педагог дополнительного образования, преподаватель «Основ православной культуры» гимназии № 4 городского округа Дзержинский;
  • «Особенности пастырского служения в Русской Православной Церкви в условиях господства атеистической идеологии». Протоиерей Николай Качанкин, кандидат богословия, настоятель Успенского кафедрального собора г. Коломны, председатель Епархиального суда, духовник Коломенской духовной семинарии.

Итоги заседания подвел митрополит Ювеналий, дав оценку выслушанным докладам, поблагодарив участников за труды и пожелав всем помощи Божией в проведении чтений.

Программа мероприятия завершилась пением кондака Рождеству Христову.