Календарь

Такой вопрос встает практически перед каждым недавно назначенным на приход настоятелем, потому что как в семье добрые родители заботятся о своих детях, учат их и воспитывают, так и благочестивые члены приходской семьи: духовенство, сотрудники, прихожане - не могут не заботиться о воспитании, обучении и - главное - воцерковлении детей. Собственно, воскресная школа это и есть систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей, независимо от того, проводят ли в этой школе уроки в классах или ее устройство совсем иное.

Каким должен быть юридический статус воскресной школы? По возможности никаким. Дело в том, что подавляющее число даже крупных приходов не может создать для воскресной школы условия, требуемые службами санэпиднадзора и пожарной охраны. Поэтому, если соответствующие государственные органы будут применять к воскресным школам нормы, применяемые ими к образовательным учреждениям, практически все существующие воскресные школы должны будут закрыться, а новые не смогут быть устроены. 

Даже те редкие приходы, которые имеют возможность создать для своих воскресных школ требуемые государственными правилами условия, не должны их лицензировать, чтобы не создавать прецедент. Если приходу нужно по какой-то причине создать образовательное учреждение, путь он не называет его воскресной школой. И наоборот, воскресные школы нужно остерегаться даже в неофициальной обстановке и в неофициальной переписке называть образовательными учреждениями, чтобы какому-нибудь недоброму человеку не пришло в голову применить по отношению к воскресным школам Закон РФ об образовании.

Это православные гимназии, где дети получают образование, соответствующее государственным стандартам, по закону обязаны иметь государственную лицензию. Кстати, именно с получением лицензии, не говоря об аккредитации, они почти всегда испытывают главные организационные трудности. Но воздаянием за понесённые труды в этом случае является право давать выпускникам свидетельство об образовании, необходимое им для продолжения учёбы или трудоустройства.

Воскресная же школа это, как было уже сказано, систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей. Такой деятельностью приход должен заниматься, если есть хотя бы малая возможность, в каких бы внешних условиях он ни находился.

То есть воскресная школа не только по существу должна быть органичной, неотъемлемой частью прихода, но и официально признаваться таковой. И это должно подаваться светским властям как нечто совершенно очевидное. Ведь никому не приходит в голову ограничивать число молящихся в храме на Пасху санитарными нормами. Так же и деятельность воскресной школы должна нами и считаться, и объявляться святой обязанностью прихода, которую мы должны осуществлять в любых условиях, допускаемых нашей совестью, а не санитарными нормами.

Ведь во время Великой Отечественной войны, занятия общеобразо­вательных школ иногда проводились в подвалах при тусклом свете керосиновых ламп, и никто не упрекал и не упрекает тогдашних учителей за их подвиг. То же относится и к воскресным школам. Мы будем заниматься воцерковлением наших детей и в храмах, и в квартирах, и в подвалах, и на чердаках, а если придётся, то и в катакомбах.

Нужно ещё учесть, что, даже если лицензирование конкретной воскресной школы возможно, оно скорее всего потребует некоторых изменений в её внешнем устройстве. Например, органы санэпиднадзора могут настаивать на выведении из пределов школы братской трапезной, на замене мебели, на изменении системы освещения и т.п. Выполнение этих требований, неплохих самих по себе, может разрушить уже сложившуюся тёплую, семейную обстановку, которая для воскресной школы особенно важна. Ведь люди по-разному себя чувствуют и по-разному обща­ются в учебной аудитории и в уютной комнате.

Следует, впрочем, заметить, что преподаватели воскресной школы, не имеющей лицензии, могут оказаться лишёнными некоторых льгот, полагающихся преподавателям по закону. Но, думается, лучше потерпеть это сравнительно малое неудобство, чем поставить под угрозу само существование воскресной школы.

Иное дело - внутрицерковный статус воскресной школы. Если воскресной школе не нужен и даже опасен юридический статус, то её внутрицерковный статус должен быть высоким. Чем это достигается?

Во-первых, у настоятеля, особенно если он одновременно является председателем Приходского совета и пользуется в общине авторитетом, вполне достаточно власти для этого.

Во-вторых, епархиальный архиерей, поощряя приходы, при которых успешно действуют воскресные школы, и укоряя или даже наказывая тех лиц, которые обязаны по долгу службы усердно пещись о воцерковлении детей, но небрегут об этом, используя и другие методы пастырского и административного воздействия, может побудить настоятелей и Приходские советы уделять воскресным школам максимальное внимание и вкладывать в них максимально возможные материальные средства.

Желательно, чтобы внутриприходский статус преподавателя воскресной школы был высоким, но не нужно пытаться повышать его искусственно. Если есть добрые отношения и взаимопонимание с настоятелем, статус и так будет высок. А при отсутствии того или другого зачем создавать в общине лишнее противостояние? Наконец, статус конкретного преподавателя может, если захочет, вполне законно сделать сколько угодно высоким епархиальный архиерей, если назначит педагога и утвердит его статус своим распоряжением.

Как же все-таки создать воскресную школу? Наверное, хотя и редко, но бывает, что в распоряжении прихода вдруг оказываются значительные материальные средства, которые позволяют обеспечить воскресную школу помещениями для занятий, оборудованием, учебными пособиями, дают возможность оплачивать труд ее преподавателей и других сотрудников.

В таком случае нужно в соответствии с материальными возможностями избрать некоторую концепцию воскресной школы, в соответствии с концепцией - подготовить помещения и приобрести необходимое оборудование и т.п., пригласить на работу педагогов и иных сотрудников и, наконец, оповестить людей об открывающейся воскресной школе.

Собственно, только так и можно приступать к созданию солидного учебного заведения (семинарии, института, гимназии и т.п.). Если этим способом удаётся создать воскресную шко­лу, то она будет сразу большой и сильной и может стать ядром новой церковной общины (приходской или даже связывающей между собой несколько приходов).

Если приходская община уже существует и сама не в состоянии стать ядром "сразу большой и сильной" воскресной школы, то искусственно создаваемая "сразу большая и сильная" воскресная школа может оказаться в конфликте с приходской общиной. Нужно тогда особо заботиться об их мирном сосуществовании.

Что должно быть стержнем воскресной школы?

На первый взгляд представляется несомненным, что основой воскресной школы должны быть вероучительные предметы, такие как православный катехизис, Священная история, литургика и другие. Если наши дети будут знать заповеди Божий, хорошо ориентироваться в Библии, понимать смысл литургии и других богослужений и таинств, это сделает их церковными людьми. Но сделает ли?

Во-первых, наличие знаний по Закону Божию у нецерковного человека может быть неполезно ему. Ведь, как любому из людей неприятно, если кто-то, не любя его, что-то разузнаёт о нём, так и Богу неугодно, чтобы кто-то узнавал о Нём с холодным сердцем. Основные истины веры обязательно должны быть проповеданы детям, но это не то же самое, что обучение Закону Божию. Богословие должно постигаться в первую очередь не умом (хотя и это желательно по возможности), а сердцем. Но сердечное познание Бога, духовный опыт обретается не столько на уроках, сколько - при содействии благодати Божией - вообще в жизни: в семье, в храмовой общине, в богослужении, в личной молитве, в общении с духовником, ну и на уроках тоже.

Во-вторых, обучение, как правило, невозможно без некоторого принуждения (хотя бы потому, что подавляющему большинству людей не всегда хочется учиться), но, когда речь идёт о взрослых церковных людях (например, студентах семинарии), то можно сказать: "Не хочешь учиться - уходи", - в воскресной же школе такой подход недопустим. Принуждение при преподавании вероучительных дисциплин может отвратить от Церкви многих учеников.

В свете вышесказанного представляется даже опасным требовать, чтобы вероучительные предметы обязательно преподавались в каждой воскресной школе. Желательно, но не обяза­тельно. И, во всяком случае, не обязательно, чтобы они были её стержнем.

Что же должно быть стержнем воскресной школы? Что Бог пошлёт. Ответ может показать­ся несерьезным, но давайте вспомним, что главной задачей воскресной школы является воцерковление детей. То есть мы хотим, чтобы дети через неё вживались в церковную общину. Для этого сама воскресная школа должна быть органичной частью приходской общины, а ведущие преподаватели школы - её активными членами.

Но ведь общину не собирают искусственно, это невозможно. Можно и даже бывает нужно пригласить специалиста, например, преподавателя Закона Божия; он может оказаться прекрасным благочестивым человеком, преподавателем высокого класса; у него могут возникнуть хо­рошие отношения с настоятелем, сотрудниками прихода и прихожанами - и всего этого однако недостаточно, чтобы человек стал членом общины. Тут есть какая-то тайна. Во всяком случае, ясно, что стержнем воскресной школы может быть только такая деятельность, которой могут заниматься люди уже входящие в общину.

Конечно, при большой организаторской сноровке можно "сколотить" православно ориентированное учебное заведение с преподаванием Закона Божия и любых других предметов. Но если оно не будет живой частью живой церковной общины, дети не будут через него воцерковляться. Хорошей воскресной школе естественно начинаться с одного преподавателя - настояте­ля, а потом подключаются к работе духовно близкие ему люди (не обязательно именно его духовные чада), становящиеся членами приходской общины, и люди, которых приглашают со стороны специально для работы в воскресной школе.

Какие всё же наиболее предпочтительные стержневые занятия можно выделить?

Во-первых, детский хор. Образно говоря, его КПД значительно выше, чем у прочих занятий. Чтобы создать небольшой детский хор, достаточно одной комнаты для репетиций и одного православного, любящего детей профессионала-хоровика. Конечно, хор, собранный из музыкально необразованных ребят, скорее всего не сможет выступать на престижных концертах. Но через хор дети естественно привлекаются к литургии; хор сам является объединяющим делом, требует сравнительно мало средств и обеспечивает подготовку и проведение праздников.

Во-вторых, скажем об участии воспитанников воскресной школы в богослужении. Старшие мальчики могут прислуживать в алтаре. Конечно не все. Не все хотят, не все к этому способны, не во всяком храме алтарь может вместить всех желающих. От алтарников, независимо от возраста, требуется благоговейное поведение во время службы, строгое послушание старшим, по возможности, участие в уборке алтаря. Опыт показывает, что такие требования не уменьшают числа желающих.

Разумеется, духовенство должно показывать пример благоговения к службе и к святыне. Если у педагогов есть серьёзные основания опасаться, что алтарное послушание послужит детям в соблазн, то, видимо, лучше удержать их от него под каким-нибудь благовидным предлогом.

Если детский хор поёт за литургией, естественно, чтобы дети причащались. Желательно и педагогам причащаться вместе с ними. Исповедь удобно устраивать накануне. Конечно, нельзя причащать детей против их воли или ругать за нежелание причаститься.

Есть воскресные школы, стержнем которых является сбор материалов о новомучениках, военизированные игры, социальное служение, паломничества по святым местам, обучение иконописи, разным ремёслам. Здесь можно заметить, что душевные устроения мальчиков и девочек настолько различны, что есть смысл заниматься с ними по отдельности. Стержнем школы может быть, конечно, и преподавание Закона Божия, если получается.

Очень важно, чтобы воскресная школа была привлекательной для детей и для родителей, или в ней не будет учеников. Как раз к воцерковлению, главной цели воскресной школы, большинство детей и родителей могут (особенно поначалу) относиться равнодушно или даже неприязненно.

Для детей воскресная школа бывает привлекательна любящими преподавателями, семейной обстановкой (этому очень способствуют совместные трапезы), праздниками и подготовками к ним, паломничествами, отчасти самими занятиями.

Для родителей воскресная школа может быть привлекательна своей церковностью (это, как уже было сказано, далеко не для всех родителей), престижем (если есть), возможностью бесплатно приобщить ребёнка к культуре, вообще занять его свободное время.

Для всех привлекательно участие в торжественных службах и концертах на выездах.

Во всякой воскресной школе со временем возникают свои традиции. Менять их даже в явно лучшую сторону нужно очень осторожно. Лучшее - враг хорошего. Без благодатной помощи свыше можно что-нибудь доброе разрушить или ухудшить, но нельзя ничего доброго создать или улучшить. Это общий принцип, что всякая безблагодатная перемена - к худшему.

Поэтому, когда речь идёт о легко поправимых мелочах, можно рисковать и эксперименти­ровать (и то стоит ли?). В важных же вопросах нужно не столько заниматься расчётами, без которых, впрочем, обычно, не обойтись, сколько познавать, есть ли на наше доброе, как нам пред­ставляется, намерение Божие благословение.

Еще хочется сказать несколько слов о педагогическом потенциале церковных обрядов.

Все мы знаем, конечно, что обряды не спасают сами собой. Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно есть проявление благочестия внутреннего. С другой стороны, также известно, что внешнее влияет на внутреннее. Когда человек в простоте, не гордясь, что он этим якобы угождает Богу, целует икону или зажигает свечу, или кланяется, то душа его подстраивается под действия тела, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают человеку настроиться на молитву.

Но в добавление к этому церковные обряды имеют ещё и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, человек узнаёт, что икона есть предмет по­клонения, учится почитать того, кто изображён на ней. Когда ребёнок целует благословляющую руку священника, он узнаёт даже без объяснений, что батюшка - значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин.

Здесь же заметим, что систематическое чтение детям Священного Писания (не "Детской Библии"!) и житий святых (не сказок на житийные темы!) оказывает на детей очень глубокое воздействие. Слово Божие ложится в сердце человека как семя, и если не будет отвергнуто злым сердцем (в этом случае не так даже важна реакция ума), то прорастёт и принесёт плоды. Внешне это может показаться незаметным, но значение для духовной жизни человека будет иметь гораздо большее, чем любые истины, воспринятые только умом.

Читать Библию детям лучше часто (если есть возможность, то даже ежедневно), но понемногу. Желательно, чтобы чтение проводил священнослужитель или хотя бы присутствовал при нём. Это тем легче устроить, что чтение небольших отрывков из Ветхого и Нового Заветов не требует большой подготовки к очередному занятию и не требует от преподавателя особенного педагогического дара и опыта.

Наверное, каждому руководителю приходской воскресной школы хочется, чтобы детей в его школе было много, чтобы они были глубоко церковными, вели себя хорошо и не отсеивались, то есть не оставляли воскресную школу преждевременно. Конечно, наше неумение и лень мешают достижению такого идеала. Но только ли они?

Думается, что в действительности причина отсева учеников из воскресных школ и нецерковного поведения многих из тех, кто в них остается, не обязательно в плохой работе педагогов и плохом домашнем воспитании. Хотя, разумеется, недостатки у нас есть, но, даже если бы мы были святы и гениальны, трудности с нравственностью подростков в церковной школе не исчезли бы. Почему?

Во-первых, современные дети большую часть времени проводят в нецерковной среде. Надо учитывать, что воздействие окружающего развращенного мира глубоко, и оно в значительной мере обуславливает и мировоззрение, и вкусы не только недавно пришедших в школу детей, но и тех, кто провел с нами несколько лет, и даже детей из церковных семей.

Во-вторых (и это главное), кроме соблазняющего мира и действующих в нем злых духов, есть еще таинственный промысел Божий о человеке (в том числе и о каждом из наших учеников), не всегда совпадающий с нашими добрыми на первый взгляд планами.

И, в-третьих, есть свобода человека. Он или свободно принимает благую волю Божию о себе, или своевольно отвергает ее и живет так, как ему попущено.

Поэтому, не снимая с себя ответственности за духовные судьбы детей в наших церковных школах, мы все же должны смириться с тем, что большинство подростков в переходном возрасте будет огорчать церковных воспитателей своим поведением. И должен ставиться вопрос не как совершенно избежать этого, а как нам себя вести с нашими воспитанниками, такими, какие они есть. Терпеть плохое поведение подростков - это наш родительский крест. И родителей по плоти, и родителей по школе. Можно было бы просто отчислить всех, кто поступает недостойно высокого звания ученика церковной школы. Но это значило бы лишить детей духовной поддержки как раз в тот самый период, когда они в этом больше всего нуждаются.

Кроме того, подростки не так плохи, как может показаться, когда сталкиваешься с их иногда весьма неприглядными поступками. Не всё, но многое в их поведении определяется не произволением, а возрастом, который, как известно, проходит, и мирскими соблазнами.

Если мы хотим помочь детям перерасти их вредные в духовном отношении увлечения, мы должны стараться, оставаясь самими собою, войти с ними в такой контакт, чтобы они не скрывали от нас своих взглядов, своих переживаний. Если мы будем держать в общении с детьми только высокий аскетический тон, то большинство даже верующих детей окажется вне нашего влияния.

Но стоит ли священнику идти на дискотеку, чтобы там быть с детьми (такие опыты известны)? Думаю, что нет, иначе снисхождение к их немощи дети будут воспринимать как благословение, а это очень разные вещи. Можно знать о непохвальном поведении кого-нибудь из ребят и до времени не заострять на этом внимания, но, когда будет удобно и полезно, выказать свое дей­ствительное отношение. Если же священник сам будет участвовать в обычном времяпровожде­нии современных детей (пусть даже с благой целью), то как он сможет направить их к высше­му?

Как себя вести в конкретных ситуациях? Когда нужно "закручивать гайки", а когда сделать послабление? Когда жестко поставить перед мальчиком или девочкой, а может быть, и перед целой группой вопрос: "Или ты меняешь свое поведение, или уходишь", а когда сделать вид, что не заметил даже очень серьезного проступка? Да поможет нам Бог в решении этих проблем.

Педагог может быть в лучшем случае живым и согласным с волей Господа Его орудием, даже соработником, но методики спасения нет и быть не может. Есть методы обучения, методы нравственного воспитания, но нет методов спасения. Из этого, конечно, не следует, что не нужно работать с детьми, а следует, что полагаться нужно только на Бога, нужно молиться за детей Богу. Сама работа с детьми в воскресной школе должна быть внешним проявлением сердечной молитвы за них. Именно сердечной. Тут мало устной и мало умной молитвы. Должно быть сердечное, обращенное к Богу желание, чтобы подросток стал на истинный путь Христов, ведущий в жизнь вечную. Насколько сильно в нас это желание и обращено ли оно к Богу? Этот вопрос стоит перед каждым приходским священником и перед каждым церковным педагогом. Наши дети в трудном и опасном положении. При этом они душевно слабы, а духовно не вполне определились. Их нужно буквально вымаливать.

 Протоиерей Константин Островский