Календарь

Двадцать лет назад милостью Божией стало возможным создание полноценных общеобразовательных православных школ-гимназий. Это были первые попытки возврата к традиционной системе духовно-нравственных ценностей нашего Отечества в системе образования, ответом на желание многих верующих людей – обучать своих детей в школе, где, не таясь, говорят о Боге, о Церкви… Эти дерзновенные попытки, казавшиеся многим безумием, тем не менее доказали свою жизнеспособность и получили признание государственной системы образования. Православные школы заняли свое достойное место в образовательном пространстве России, а в некоторых регионах стали образцами для подражания.

Однако вопрос о статусе этих школ, их деятельности, несмотря на церковное и государственное признание, оценивается неоднозначно, и тому есть причины, ибо как и для Церкви, так и для государства деятельность таких школ достаточно новая по форме. К тому же это связано с длительным перерывом в систематической педагогической деятельности в детско-юношеской среде, которой Церковь долгое время была лишена. И восторги, и недопонимание, и реальные ошибки – это вполне объяснимые оценочные интонации современного сознания...

 Общепонятная традиционная форма  катехизической, миссионерской и образовательной  деятельности прихода - это воскресная школа, при преодолении некоторых архаизмов, несущая в себе огромный творческий потенциал. Этот потенциал может быть реализован, когда преподавание Закона Божия, церковного пения, церковно-славянского языка дается в обрамлении целого ряда предметов, реализуемых в рамках кружковой деятельности (музыка, живопись, языки, этнография, краеведение), патриотических и военно-спортивных лагерей, паломничеств.

Православная школа при приходе - это уже другая форма жизни Церкви. В чем же специфика такой школы, нужна ли она вообще в приходской жизни, и если нужна, то какие трудности могут встретиться на этом пути?

На наш взгляд, такая форма деятельности, конечно, нужна, но далеко не в каждом приходе. К примеру, в современной практике существует одна, максимум две школы в епархии, которые зачастую являются лицом епархии в образовательной деятельности (Новосибирск, Тула). Исключение составляет Московская епархия, а также, собственно город Москва.

Итак, если настоятель храма вместе с приходским советом или сам по себе вдруг дерзновенно определил, что без такой формы образовательной деятельности приход жить не может, то нужно прежде всего вспомнить простую истину: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». И еще: «Встречают по одежке, провожают  по уму». «Не благо начало, благ конец». Чтобы не превратить благой помысел и желание в бремена для всех делателей неудобоносимые, не дать повод для осуждения Церкви, чтобы в качестве собственного оправдания не пришлось сваливать вину на внешние обстоятельства и на то, что не было воли Божией, это должен быть ответственный, взвешенный и продуманный шаг, подтвержденный духовной и профессиональной состоятельностью.

Но вы все же решаетесь открыть школу при приходе. Помните, что с этого момента вы вступаете в качественно новые особые, церковно-государственные отношения, которые регламентируются соответствующим законодательством, в том числе Законом об образовании, положения которого обязательны для выполнения и необсуждаемы. Такая школа является пограничной образовательной заставой, соединяющей Церковь, которая «отделена от государства», с так называемой светской системой образования. Вы выходите за рамки собственно церковной ограды, по-другому это называется общественным служением Церкви, а это значит, что вы подвергаете себя возможной критике практически со всех сторон (родителей, средств массовой информации, различных официальных властных структур, органов образования и т.д.). При этом последствия плохо предсказуемы. 

Что же нужно для того, чтобы открыть православную школу? Помощь Божия. И еще раз многократно помощь Божия. Твердость и труд. И еще делатели вместе с разумным пастырем. И еще условия, в которых эта деятельность осуществляется.

С чего начинается школа? С желающих в ней учиться и с желающих в ней преподавать. Но для того, чтобы учить, несуществующая школа должна знать, чему учить, как учить и где учить. Поэтому настоятель должен найти среди прихожан людей, которые бы и духовно, и профессионально соответствовали этому или хотя бы были восприимчивы к тому, что им предстоит сделать. Опыт показывает, что из профессиональных учителей, которые только начинают воцерковляться, могут получиться хорошие православные педагоги-катехизаторы. При этом нужно, не унижая их профессиональные знания и человеческое достоинство, вместе с ними пройти новый качественный этап воцерковления. Литургическая жизнь – начало полноценной жизни любого образования.

1. Священнику нужно через проповедь, воскресные беседы, личное пастырское общение с прихожанами, используя любые возможности, найти таких людей, которые могли бы быть ему реальными соработниками в создании православной школы, не обольщаясь тем, что желающих может быть достаточно много. Опыт показывает, что когда начинается реальная жизнь, делателей можно пересчитать по пальцам.

2. Определить примерное количество детей, которые могли бы учиться в предполагаемой школе. Но начинать необходимо с воскресной школы или воскресных бесед, с установления более тесного контакта с семьями, имеющими живой интерес к проблеме воспитания. Хорошо, если в этой среде есть люди, работающие в сфере образования или имеющие малых детей. Желательно привлечь интеллигенцию. Если это приход совсем маленький, сельский, то по возможности установить связи с местными органами образования, детскими садами, школами. При этом идеально было бы, если бы приглашение священника исходило бы от них и приход священника не воспринимался  как насильственное вторжение.

… Итак, батюшка произнес проповедь, его везде приняли на ура, все «за» - и родители, и дети, и учителя не против, и особенно – бабушки. Дело за малым… Осталось открыться и учиться. Но встает вопрос: где учиться? На что учиться? И все-таки кто будет учить? И по каким программам, потому что все программы, которые существуют в школе, очень многим не нравятся и все, что там происходит, тоже не нравится, потому что «учат везде не так». При этом как надо учить, знают все, каждая мама, каждая кухарка, то есть не знает никто.

Итак, в приходе нашлись дети дошкольного возраста, будущие первоклассники, если их достаточно (4-6 человек), то можно пойти по следующему пути – попытаться с этими детьми интегрироваться в состав местной школы как самостоятельный класс со своим преподавателем. Это решает проблему помещения, необходимость оформления документов и установления соответствующих отношений с контролирующими органами, а также, что крайне существенно, финансовую проблему, потому что обучение полностью финансирует государство. В современных условиях  при подушном финансировании муниципальная школа заинтересована в большем количестве учащихся и может пойти вам навстречу. При этом основным учителем может быть не вполне воцерковленный светский профессиональный педагог (учителей начальных классов всегда отличала высокая степень профессиональной ответственности). В помощь ему можно определить помощника-воспитателя из среды церковных людей, деятельность которого могли бы оплачивать родители обучающихся в школе детей. Таким образом, возможно постепенное вхождение православных детей в муниципальное образовательное пространство, с последующим воцерковлением - преображением его в полноценное православное учебное заведение. К тому же возможность введения предмета «Основы православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья» может в значительной мере облегчить решение этой задачи.

Если же все-таки приход хочет создавать собственно свою школу, как бы совершенно независимо от государственной системы образования, то это другой путь. Такая школа называется негосударственным образовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем, центром образования, детским садом). Такое образовательное учреждение является некоммерческой организацией и подпадает под действие соответствующего закона. Его деятельность регламентируется Законом об образовании РФ и Законом о некоммерческих организациях, а также подпадает под другие региональные (областные) и муниципальные (районные) законодательные акты. Такая школа может быть учреждена собственно приходом Русской Православной Церкви или совместно с частными лицами, государственными организациями, но при контролирующей деятельности прихода. С этой целью вводится Положение о духовнике учебного заведения. Возможно и учредительство частными лицами, но в этом случае могут возникнуть трудности с получением конфессионального представления Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Для регистрации школы обязателен устав, положения которого должны соответствовать Закону об образовании. Существуют типовые уставы православных учебных заведений, которые постоянно корректируются с учетом изменяющегося законодательства. Деятельность любого учебного заведения регламентируется также образовательными стандартами, содержащими требования к учебному процессу. Выполнение этих требований строго обязательно для любой школы, поскольку оно является одним из условий получения лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также аккредитации, дающей право получать государственное финансирование. Аккредитация, как правило, выдается после пяти лет деятельности учебного заведения, осуществившего определенные выпуски (начальная школа, основная школа (9 класс), средняя полная школа (11 класс). 

Что нужно для того, чтобы получить лицензию? Учредительные документы, договор аренды (или права собственности) на помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к учебным заведениям, разрешение соответствующих служб – пожарных, санэпидстанции (МЧС и Роспотребнадзор). Если в школе предполагается готовить горячие обеды, то здание должно иметь соответствующее оборудование, в соответствии с нормами. Должен быть спортивный зал и медицинский кабинет, договор с поликлиникой о медицинском обслуживании детей. Школьные классы должны быть оборудованы в соответствии с надлежащими требованиями: материальное обеспечение (компьютеры, оснащение кабинетов физики и химии, биологии), высота парт и стульев, площадь помещений, расстояние от доски до парты, освещенность и т.д. Территория должна быть огорожена и охраняема.

Школа должна иметь образовательную программу, в которой, помимо общих типовых требований к учебному процессу, включаются и отличительные особенности православного учебного заведения, например, блок предметов углубленного изучения духовно-нравственной культуры (греческий, церковно-славянский язык, история Церкви и т.д.)

Школа должна также представить программу развития – перспективный план, то есть обозначить свое место в образовательном пространстве округа, района, епархии. Естественно, что должен быть прописан учебный план, соответствующий всем требованиям Федерального базисного учебного плана, в том числе и с ограничением количества учебных часов в неделю для каждой возрастной группы (это называется предельно допустимой нагрузкой). К примеру, нельзя преподавать 6 часов Закона Божия и 2 часа математики в неделю и т.д. Сейчас появилась возможность создания индивидуальных учебных планов, в связи с экстернатом, надомным, семейным обучением. Положения об этих формах обучения должны быть прописаны в уставе. Необходим также годовой план работы школы по всем направлениям. Особые требования предъявляются к документации, особенно к ведению классных журналов (отражение прохождения программы, отсутствие помарок, записи должны соответствовать рабочим программам по предметам). Штат должен быть укомплектован преподавателями, имеющими профессиональное образование, подтвержденное документально, обязательно наличие медицинских книжек и документа о прохождении курсов повышения квалификации. Между администрацией и сотрудниками заключаются трудовые договора.

Между школой в лице директора и родителями (или заменяющими их лицами) заключаются договора об оказании образовательных услуг, где прописывается плата за обучение, если она предусмотрена,  или добровольное пожертвование на нужды школы.

Лицензирование осуществляется комиссией в составе представителя Министерства образования – председателя комиссии, представителя Правительства Московской области, ответственного за работу с общественными и религиозными организациями, руководителя органа образования района, двух-трех приглашенных директоров школ или методистов из каких-то иных районов, и представителя епархии.

После успешного прохождения лицензирования школа имеет право на проведение государственной аккредитации в соответствии с выбранным статусом. Аккредитационная комиссия такая же, как и лицензионная, но при этом, помимо анализа всей документации школы, проводится срез знаний учащихся по соответствующим ступеням. Средства, которые могут быть получены от государства, подлежат строгому контролю со стороны налоговых органов.

Очевидные трудности, которые возникают при создании школы, - это переоценка своих возможностей, духовных («Всё Бог устроит»), материальных («Бог денежку пошлёт»), профессиональных («Люди найдутся»). Такая переоценка чревата тем, что когда проходит первый романтический порыв, повинуясь которому иногда и священники, и родители говорят: «Какая разница, в каких условиях учиться, лишь бы дети были в православной среде. Знания неважны, лишь бы молиться научились» и т.п., наступает глубокое разочарование в своей деятельности, что иногда приводит к отторжению и детей, и их родителей от Церкви. Наносится серьезный урон интеллектуальному и нравственному развитию. Иногда разрушается физическое и духовное здоровье детей, когда они по благословению вместо арифметики могут изучать Добротолюбие и вместо горячего питаться весь Великий пост сухарями, подобно египетским подвижникам. В нецерковной среде неверные действия организаторов православных школ и педагогов часто вызывают жалостливо-негативную реакцию («в этих школах работают никудышные, ни на что не пригодные людишки и учатся такие же»), что дискредитирует в корне саму идею православного образования, призванного через православные школы и гимназии в единстве Церкви, семьи и школы воспитывать (образовывать в духе христианской нравственности) детей, которые, выйдя в жизнь и став полноценными гражданами Отечества, должны достойно трудиться на его благо и благо Церкви. 

Основные трудности православной школы – это материально-финансовые, то есть, собственно, деньги и помещение. При решении этих двух проблем кадровую проблему решить в настоящее время значительно проще. Поэтому к ним нужно подходить со всей ответственностью: нельзя учиться в условиях антисанитарии, когда сами условия школы укореняют в детском сознании чувство неполноценности и нищеты как нормы жизни православного человека. Нельзя чтобы понятие «работать во славу Божию» превращалось в  нищенскую зарплату для учителя, на которую нельзя жить. Учитель начальных классов, а также основных предметов должен работать в одном месте и получать за это достойное жалование. Образовательный процесс должен радовать и учителя, и ученика, чтобы для будущих выпускников воспоминания о школе не превратились в воспоминание о каземате, куда их заточили родители и бабушки, спасая от современной жизни, и где учителя предстанут в роли самых страшных надзирателей.

Необходимо учитывать всё: и возрастные особенности детей, и реалии современной жизни, и растущую информатизацию общества, то, что даже в самой необеспеченной семье, и даже при ее отсутствии, современный ребенок в возрасте 8-10 лет знаком с мобильным телефоном и может мечтать о личной страничке в Интернете. Следует учитывать также вторжение в жизнь таких явлений, как так называемая ювенальная юстиция и тому подобное, «имя же им легион».

Проблема здания – это проблема номер один. Единичные приходы могут позволить себе, да и то далеко не сразу, построить полноценное здание для школы. Эти проблемы легче решать в крупных населенных пунктах. В этом смысле представляется более реальным создание одной-двух школ в городских или районных центрах или объединение усилий нескольких приходов в этом направлении.

Решение же финансовых проблем также практически невозможно за счет деятельности прихода и должно быть очень разумно возложено на родительские плечи и требует создания попечительского совета, который, не вмешиваясь в учебный процесс, берет на себя определенную заботу в решении некоторых материально-технических проблем, содержания детей из малоимущих семей, поощрения хорошо успевающих школьников. Финансовые условия должны быть четко прописаны, при этом финансовые обязательства должны строго соблюдаться. К сожалению, потребительское отношение к жизни свойственно не только людям, стоящим за пределами церковной ограды. Должна соблюдаться также как учебная, так и духовная дисциплина. Это уже вопрос пастырской и педагогической мудрости.

Итак, «будьте мудры, как змеи и просты, как голуби» (Мф. 10, 16). И если вас не пугают трудности, то с Богом в путь!

протоиерей Сергий Махонин